Историк из Гарварда назвал «худший год в истории человечества»

Его версия выглядит довольно неожиданной

Историк и археолог Майкл МакКормик, представляющий Гарвардский университет, заявил, что самым тяжёлым для человечества годом в истории стал 536 год. Хотя он не был отмечен крупными войнами или масштабными эпидемиями, именно тогда жизнь людей была наиболее невыносима, а экономика целых государств оказалась разрушена на целое столетие, утверждает специалист.

Его версия выглядит довольно неожиданной

536 год ознаменовался первым из трёх сильных извержений вулканов в Исландии. В результате на землю опустился туман, а Европа, Ближний Восток и часть Азии оказались в темноте, которая не рассеивалась в течение 18 месяцев. Недостаток солнечных лучей привёл к падению температуры в среднем на два градуса по шкале Цельсия, а весь период с 536 по 660 годы нашей эры обозначается специалистами как Позднеантичный малый ледниковый период. Похолодание стало причиной неурожая и, как следствие, голода во многих странах. В особенности это касалось Китая, где летом 536 года выпал снег. В Европе следствием неурожаев стала экономическая стагнация, преодолеть которую удалось лишь в 640 году, более века спустя.

Недавно МакКормик вместе с коллегами опубликовал в журнале Antiquity научное исследование, позволившее лучше понять, почему в 536 году Солнце даже в середине дня свестило едва ли ярче луны. Чтобы ответить на вопрос о причинах этого являения, исследователи изучили образцы снега с горных ледников в швейцарских Альпах — точнее, тех его слоёв, которые «хранят память» о событиях полуторатысячелетней давности. Как выяснилось, в результате извержения вулкана в воздух попали образцы вулканического стекла, причём, как предполагают учёные, наблюдалось это на всей территории Северного полушария Земли.

Непростой период в истории человечества, начавшийся в 536 году, шесть лет спустя усугубилась чумой, начавшейся в Константинополе, а затем распространившейся за его пределы. Также свою роль сыграли ещё два извержения вулканов, одно из которых состоялось в 540, а другое — в 547 году.

Читайте материал «Супервулкан в Италии начал готовиться к извержению»