Жозеф Плато: физик, пожертвовавший зрением ради науки

В честь него назвали шкалу измерения

118 лет назад, 14 октября 1801 года, родился Жозеф Плато — бельгийский физик, который изобрел стробоскоп и сформулировал задачу, решить которую удалось лишь в XIX веке. Годовщину со дня рождения ученого отметила компания Google, посвятившая ему изображение на главной странице своего поисковика.

В честь него назвали шкалу измерения

Ученый настолько интересовался вопросом влияния солнечного света на сетчатку человеческого глаза, что в 1829 году на протяжении 25 секунд смотрел на полуденное Солнце. После этого он ослеп на несколько дней и был вынужден находиться в темной комнате, однако впоследствии вновь обрел способность видеть. В 1842 году Жозеф Плато окончательно потерял зрение. Он связывал это с проведенным более чем за десятилетие до этого экспериментом, и подобное действительно едва ли выглядит как совпадение. Тем не менее, существует версия, что причиной слепоты мог стать хронический увеит, развившийся по не зависевшим от карьеры физика причинам.

Также ученый вошел в историю как человек, сформулировавший «задачу Плато», подразумевающую поиск поверхности наименьшей площади, ограниченной данным замкнутым пространственным контуром. Строго говоря, впервые задача была поставлена еще в 1760 году французским математиком Жозефом Луи Лагнанжем, однако считается, что в окончательном виде ее сформулировал его бельгийский тезка. Более того, Плато предложил физическое решение задачи с помощью мыльных пленок. В 1930 году физики Тибор Родо и Джесси Дуглас независимо друг от друга решили задачу с определёнными топологическими ограничениями, за что последний получил Филдсовскую премию. Полностью многомерная задача Плато была решена еще десятилетиями позднее.

В честь физика названа не только задача Плато. Измерения массового отношения растворенной в воде сахарозы к жидкости порой производятся в градусах Плато и по шкале Плато, которая основывается на использовании раствора с температурой 17,5 градуса Цельсия. Также имя ученого носит принцип, представляющий собой фундаментальное ограничение в физике жидкостей. Столб жидкости разрушается, если его длина превышает радиус кривизны поверхности жидкости, и это явление названо Неустойчивость Рэлея — Плато в честь бельгийского физика и его британского коллеги получившего Нобелевскую премию по физике в 1904 году за открытие газа аргон.

Читайте материал «Обнаружен "лучший материал для компьютеров будущего"»