Международная команда ученых, которая отправилась в китайский город Ухань в январе, чтобы выяснить происхождение пандемии COVID-19, спустя месяц оказалась под шквалом критики, а также оставшихся вопросов об источнике коронавируса и сотрудничестве Китая с расследованием.
Как пишет гонконгское издание South China Morning Post, прошла неделя с тех пор, как команда экспертов Всемирной организации здравоохранения провела пресс-конференцию в Ухане – городе, где коронавирус был впервые обнаружен в конце 2019 года. Представитель ВОЗ назвал теорию о том, что вирус мог ускользнуть из лаборатории, «крайне маловероятной» и, похоже, подтвердил другую версию, продвигаемую Пекином, что вирус мог прибыть в Китай на импортных замороженных товарах.
В последующие дни власти США и Великобритании поставили под сомнение полученные результаты, при этом в Вашингтоне заявили, что Китай не обеспечил необходимой прозрачности. Члены расследовательской группы в интервью средствам массовой информации объяснили некоторые ограничения возможностей своей миссии, а глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус выступил с заявлением, в котором заверил, что «все гипотезы» о происхождении вируса остаются на стадии рассмотрения.
Все внимание приковано к официальным отчетам команды экспертов, побывавшей в Ухане — первый доклад, как ожидается, будет выпущен на этой неделе, а окончательный отчет - позже. Мировые эксперты в области здравоохранения говорят, что многое зависит от их содержания.
«Прозрачность, прозрачность, прозрачность. Это название игры, - говорит руководитель отдела глобального здравоохранения и управления Центра международного права Национального университета Сингапура Айелет Берман. – Единственный способ получить хоть какой-то уровень доверия - это сделать отчет максимально подробным и подкрепленным исходными данными».
По словам эксперта по управлению здравоохранением и профессора Сары Дэвис из австралийского университета Гриффита, любые данные, которые отсутствуют в оценках, необходимо четко указать в отчете: «Некоторые из членов международной команды откровенно рассказали о том, к чему они получили доступ, а к чему нет… Отчет не может не включать это сейчас. Это может стать возможностью углубиться в детали и объяснить гипотезы таким образом, который не всегда может быть возможен на пресс-конференции».
На прошлой неделе эксперты ВОЗ заявили, что они пришли к выводу, согласно которому «наиболее вероятно», что вирус Sars-CoV-2, вызывающий COVID-19, произошел от летучей мыши и инфицировал людей через животное-посредник. Но ученые не смогли прийти к выводу, как и где это произошло. По словам экспертов, для понимания этого могут потребоваться годы, если вообще удастся точно установить.
Но по результатам работы экспертной группы в Ухане были подняты вопросы об ограниченном доступе к информации в Китае, которая могла бы помочь в поиске истоков нынешней пандемии.
По словам члена команды вирусолога Мэрион Купманс, образцы из банка крови от ноября 2019 года, которые могли бы позволить исследователям понять распространение болезни вокруг Уханя до первых задокументированных случаев, оказались недоступными.
Руководитель группы ВОЗ Питер Бен Эмбарек в интервью журналу Science также сказал, что китайские и международные группы обсуждали, как искать в больничных записях потенциальных ранних случаев. По его словам, по разным критериям для расследования могло оказаться на сотни потенциальных случаев больше, чем было представлено, отметив, что это «все еще запланировано на будущее».
Между тем, хотя команда экспертов заявила, что возникновение вируса в результате лабораторной аварии, «крайне маловероятно», Бен Эмбарек сказал журналу Science, что у команды не было мандата или оборудования для формальной проверки Уханьского института вирусологии, который проводил исследования коронавирусов летучих мышей.
Как напоминает South China Morning Post, теория утечки коронавируса из китайской лаборатории была выдвинута в прошлом году администрацией Дональда Трампа, хотя никаких доказательств, подтверждающих ее, так и не было представлено.
Американский президент Трамп заявлял, что США уйдут из ВОЗ из-за опасений, что организация не возложит на Китай ответственность за вспышку. Это решение было отменено в прошлом месяце после вступления в должность нового президента США Джо Байдена. Тем не менее, советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан на днях выразил озабоченность по поводу первоначальных выводов миссии ВОЗ и призвал Китай «предоставить свои данные с самых первых дней вспышки».
Позицию Вашингтона поддержала и Великобритания: премьер-министр Борис Джонсон в понедельник заявил, что мировые державы должны подписать глобальный договор о пандемиях, чтобы обеспечить надлежащую прозрачность.
Со своей стороны, Пекин решительно отвергает утверждения о побеге из лаборатории. Китайские официальные лица неоднократно подчеркивали, что страна поддерживает ВОЗ и миссию экспертов, несмотря на критику по поводу отсутствия прозрачности в отношении исследований происхождения пандемии.
Эксперты подчеркивают, что ВОЗ имеет ограниченные возможности подтолкнуть Китай к выдаче дополнительных данных - будь то для проверки лабораторий в Ухане или для открытого доступа к данным пациентов - в соответствии с международным правом.
«У ВОЗ нет официальных юридических полномочий, чтобы заставить Китай предоставить такие данные» - поясняет Айелет Берман из Национального университета Сингапура. – С точки зрения общественности, ВОЗ выглядит слабой… но существует разрыв между тем, что общественность ожидает, и реальностью юридических полномочий ВОЗ».
Директор американского Института национального и глобального здравоохранения им. О’Нила при Джорджтаунском университете Лоуренс Гостин считает, что «сроки и сроки расследования ВОЗ» показали, почему этому агентству ООН нужны большие полномочия. «В настоящее время США и остальной мир должны полагаться на ВОЗ в переговорах о доступе на открытой и справедливой основе», - сказал он, добавив, что Соединенные Штаты должны выступать за предоставление органу ООН «больше полномочий для независимой проверки официально представленной информации о новых болезнях».
Но как заявил на пресс-конференции в Женеве директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майк Райан, Всемирная организация здравоохранения «не имеет права въезжать без приглашения в какое-либо национальное государство и должна проявлять должное дипломатическое уважение к процессу взаимодействия с властями. Таким образом, это было и остается совместным процессом открытий между учеными. Ясно, что в этом есть политическая составляющая, с которой всем сторонам трудно справиться».