Ученые нашли механизм «самоубийства» клеток

Этот процесс порой сопровождает механизм защиты организма от инфекции

Крупный научный прорыв в фундаментальной иммунологии совершили ученые Института высоких биомедицинских технологий Петрозаводского госуниверситета. Они нашли механизм, который отвечает за «самоубийство» клеток организма.

Этот процесс порой сопровождает механизм защиты организма от инфекции

Как сообщили «МК» в университете, открытие коллектива ученых под руководством Александра Полторака, заведующего лабораторией молекулярной генетики врожденного иммунитета Института высоких биомедицинских технологий ПетрГУ, серьезно меняет представление об иммунном ответе организма.

Ученые впервые в мире расшифровали важное недостающее звено (белок cFLIP-L), выполняющий роль «переключателя», на уровне которого клетки принимают решение о своей дальнейшей судьбе.

«Воспаление, – рассказал Александр Полторак, - важнейший способ защиты от инфекции, однако, если ее не удается устранить, инфицированные клетки запускают механизмы «суицида», убивая тем самым и патоген, и себя, что может повлечь развитие различных патологических состояний. Долгое время от исследователей ускользал ряд ключевых звеньев этих механизмов, было непонятно, как клетки выбирают между воспалением и гибелью.

Кроме открытия самого белка-«переключателя» исследователи предложили альтернативу апоптозу (гибели) клеток. Данные работы являются крупным научным прорывом в фундаментальной иммунологии, серьезно меняющим представление о реализации иммунного ответа организма в ответ на патоген.

Есть все основания надеяться, что полученные результаты помогут ученым разработать новые методы терапии угрожающих жизни осложнений при инфекционных, аутоиммунных и онкологических заболеваниях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28506 от 29 марта 2021