Российские ученые «разоблачили» найденное в США средство от коронавируса

«По большому счету в работе нет ничего революционного»

Антитело, способное бороться со всеми известными мутациями коронавируса SARS-CoV-2 («Альфа», «Бета», «Гамма», «Дельта», «Каппа», «Йота» и так далее), обнаружили американские ученые из медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе. Его отличие от других собратьев в том, что оно присоединяется к той части белка вируса, которая остается неизменной.

Суперантителу дали название SARS2-38. Помимо его универсальности оно может нейтрализовать вирус при самой низкой своей концентрации. Мы проверили ценность этого открытия.

«По большому счету в работе нет ничего революционного»

Итак, исследователи из Университета в Сент-Луисе сообщили о том, что, изучив 43 антитела, выделенных из организма предварительно вакцинированных мышей, они нашли среди них сначала девять сильных антител, а затем одно, самое сильное, которое назвали SARS2-38. Оказалось, что оно способно бороться со всеми известными вариантами коронавируса SARS-CoV-2: «Альфа» (британским вариантом), «Бета» (южноафриканским), «Гамма», «Дельта» (индийским), «Каппа» (индийским), «Йота» (нью-йоркским) и прочими редкими мутациями.

Чтобы узнать об особенностях работы и успехах российских исследований в этом направлении, мы связались с разработчиком противовирусных препаратов на основе антител, старшим научным сотрудником лаборатории иммуногенетики Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН Сергеем Кулемзиным.

— Ценность этой работы заключается в одном из этапов изучения антител против коронавируса, – говорит Кулемзин. – Разные антитела по-разному влияют на тот самый S-белок коронавируса, который прикрепляется к человеческим клеткам. Выяснилось, что SARS2-38 присоединяется к так называемой консервативной части этого белка, которая мало меняется у разных мутантов коронавируса.

По большому же счету в работе нет чего-то особо революционного. Ведь еще в феврале также американскими учеными было выделено 1-2 антитела, которые отнесли к разряду «широко-нейтрализующих антител». Они могут бороться не только с разными мутациями основного вида, но и всеми видами бета-коронавирусов, к которым, в частности, относится и первый коронавирус SARS 1, появившийся в 2003 году. К тому же в новой статье говорится, что антитело было выделено из мыши... Это в то время, когда все передовые группы ученых, в том числе и наша, уже работают с антителами, выделенными из организма человека или создаются искусственно.

Однако, по словам ученого, после исследования мышиных антител, их можно гуманизировать, то есть заменить в них определенные последовательности (части) на человеческие и создать полноценный препарат. Но это более длинный путь к достижению цели.

– Есть ли сейчас используемые моноклональные антитела широкого спектра действия?

– Таких препаратов пока нет ни в одной стране. Есть просто препараты на основе моноклональных антител, способных бороться против определенных мутаций SARS-Cov-2. Для большей эффективности их объединяют в виде коктейлей. К примеру, такой «коктейль» в свое время был введен экс-президенту США Дональду Трампу. Он состоял из двух моноклональных антител к разным мутациям коронавируса.

– Если не ошибаюсь, его ввели Трампу в первые дни заболевания.

– Да, такие препараты имеет смысл вводить в первые 3-5 дней после получения положительного теста ПЦР.

– Какие страны уже используют такие «коктейли», кроме США?

– Германия.

– На какой стадии находится ваша работа по созданию аналогичного российского «антидота» против коронавируса?

– У нас есть хороший претендент для создания такого препарата. Это антитело, которое мы проверили на всех известных мутациях коронавируса, и во всех случаях оно показало свою эффективность.

— Его можно поставить в один ряд с американскими «широко нейтрализующими антителами»?

– Пока нет. Это можно будет сделать, когда мы проверим его на противодействие первичному бета-коронавирусу SARS-1.

Справка «МК» — какие антитела могут претендовать на то, чтобы войти в состав антидота от коронавируса:

«В норме в крови переболевшего имеется большое количество разных антител, которые происходят из B-клеток (или B-лимфоцитов). Каждое антитело получается из своего клона B-лимфоцитов и «узнает», а потом нейтрализует какой-то определенный кусочек чужеродного белка. Иными словами, для того, чтобы блокировать именно Spike-белок коронавируса SARS-CoV-2 (он связывается с человеческой клеткой), надо среди множества разных видов антител отыскать именно то, которое будет бороться с ним целенаправленно» .

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28609 от 25 августа 2021