Фотосинтез в джунглях может прекратиться, а кислород закончится

Новое исследование показывает, что некоторые листья в тропических лесах от Южной Америки до Юго-Восточной Азии нагреваются настолько сильно, что они могут потерять способность к фотосинтезу, что может иметь серьезные последствия для мировых лесов.

Способность листьев к фотосинтезу - процессу, при котором они получают энергию из углекислого газа, солнечного света и воды - начинает снижаться, когда их температура достигает около 46,7 градусов Цельсия . В результате этого процесса в земную атмосферу выделяется кислород.

Хотя это может показаться невысокой температурой, листья могут нагреваться гораздо сильнее, чем окружающий воздух, согласно отчету, опубликованному в среду в журнале Nature группой ученых из США, Австралии и Бразилии.

Ученые использовали данные о температуре, полученные с тепловых спутниковых датчиков Международной космической станции, находящейся на высоте 400 километров  над Землей. Они сочетали их с наблюдениями на местности из экспериментов по нагреванию листьев, в которых ученые внимательно устанавливали датчики на листья.

Ученые не обращали внимания на средние температуры, а изучали экстремальные значения, пояснил Кристофер Доути, доцент экологической информатики в Северной Аризонской университете и соавтор отчета. Они обнаружили, что средняя температура верхушки лесного купола достигает 34 градусов Цельсия , но некоторые превышают 40 градусов Цельсия&

Согласно отчету, в настоящее время 0,01% листьев имеют критическую температуру, при которой их способность к фотосинтезу нарушается, что потенциально может привести к гибели листьев и деревьев.

Этот процент, хоть и незначителен, будет увеличиваться с изменением климата, говорится в отчете, что представляет угрозу тропическим лесам мира, покрывающим примерно 12% поверхности планеты и содержащим более половины видов на Земле. Они также играют важную роль в поглощении и хранении углерода и помогают регулировать глобальный климат.

"Когда начинают исчезать фрагменты леса, даже листья на отдельных деревьях, возникают все возможные обратные связи", - сказал Доути в беседе с журналистами.