В Израиле археологами найдено жилище апостолов Петра и Андрея

Ученые считают, что есть достаточно оснований отнести находку к временам учеников Иисуса

Археологи, возможно, нашли традиционное жилище апостолов Иисуса на берегу Галилейского моря в Израиле. Ученые считают, что у них есть все основания, чтобы соотнести находку с новозаветной историей.

Ученые считают, что есть достаточно оснований отнести находку к временам учеников Иисуса
Фото: Kinneret Academic College

На берегу Галилейского моря, прямо под апсидой базилики византийского периода в том месте, что, возможно, является затерянной деревней Вифсаида, археологи обнаружили остатки стены, которая существовала еще до постройки церкви. Строители древнего храма, возможно, полагали, что стена, которую они, по-видимому, почитали и заботливо пристроили под апсидой своего строения, принадлежала дому апостолов Иисуса – Петра и Андрея.

Но, как пишет Haaretz, эта стена относится ко второму или третьему веку – по словам исследователей, руководивших раскопками в Эль-Арадже, профессора Мордехая Авиама из Кинеретского академического колледжа и профессора Стивена Нотли из Кинеретского академического колледжа и Университета Ешивы.

Однако перпендикулярно ей, в нижнем археологическом слое, также под полом апсиды, находилась еще одна стена. Этот остаток на самом деле относится к первому веку – времени Иисуса и его апостолов. Было ли это на самом деле частью дома апостола Петра, мы не можем знать, но относится к нужному времени, отмечает Haaretz.

Две стены, одна из которых относится ко второму или третьему веку, а другая – к первому, были обнаружены, когда мозаичный пол апсиды был мастерски демонтирован реставратором раскопок Иегошуа Дреем. (В конечном счете ожидается, что пол будет восстановлен.)

Существует множество свидетельств, подтверждающих интерпретацию эль-Араджа как Вифсаиды, а храма – как церкви Петра, она же Церковь апостолов, пишет Haaretz. Прежде всего византийцы не строили свои базилики где попало: они всегда строились с апсидой, расположенной над священной реликвией, объясняет Авиам.

Кроме того, византийская вера была очарована апостолами, отмечает Haaretz. Последним христианским глашатаем позднеримского периода (за 20 лет до начала византийского периода) был Евсевий, написавший Ономастикон в 304 году, указывает Нотли, и он упоминал Вифсаиду только за одно: “Была домом апостолов. Не за исцеление слепого из Евангелия от Марка или кормление множества людей, описанное в Евангелии от Луки, на окраине Вифсаиды, а за то, что это город апостолов”, – говорит Нотли.

“На мой взгляд, его упоминание в Ономастиконе является свидетельством преемственности христианской памяти о тесной связи Вифсаиды с домом апостолов Петра, Андрея и Филиппа, описанной в Евангелии от Иоанна 1:44”.

Более того, расположение этой стены и та любовная забота, с которой строители церкви “упаковали” ее и сохранили, наводят на мысль, что это была священная реликвия; что византийцы почитали эту стену.

Почитание стены давно исчезнувшего священного здания не является чем-то необычным, пишет далее Haaretz. Западная стена в Иерусалиме почитается как остаток Второго храма или, по крайней мере, стены, окружающей его внутренний двор. Теперь археологи нашли доказательства того, что византийцы почитали стену в рыбацкой деревне на берегу Галилейского моря на территории современного Северного Израиля.

Вифсаида внезапно исчезла из еврейских и христианских исторических записей в конце III века, возможно, потому, что ее затопило в период, когда уровень озера поднялся. В какой-то момент память о местоположении этой еврейской деревни римской эпохи была утрачена, не говоря уже о памятниках внутри нее.

Но, возможно, эти воспоминания были утрачены только позже, вероятно, после землетрясения, опустошившего Галилею в восьмом веке. Возможно, когда византийцы прочесывали местность в поисках священных мест, память о деревне и доме Петра и Андрея все еще была жива.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру