Хотелось бы разобраться, что такое искусственный интеллект, каковы его возможности и связанные с ним проблемы и опасности. Известно, что термин «искусственный интеллект» не определён с научной точки зрения. Есть разные мнения относительно его сущности и содержания. Если говорить о проекте «Искусственный интеллект», то есть разъяснения, что же это такое.
Нацпроект должен предусматривать создание инфраструктуры вычисления и хранения данных с использованием отечественного оборудования, технологий и программного обеспечения, в том числе облачных платформ, центров обработки данных и вычислительных мощностей.
То, что здесь написано, вполне понятно. Это важно и должно быть выполнено. Это главное. Менее важно, почему проект назван именно так. При чём здесь искусственный интеллект? Думаю, это просто дань моде, общим поветриям. А поветрия, так уж сложилось, веют из англо-саксонского мира. А уже потом становятся всеобщими, если им не сопротивляются.
Вспомним, например, что в советские времена у нас были электронно-вычислительные машины - ЭВМ. Термин совершенно точно характеризует устройство. И он русский. А на каком же ещё языке должно быть название современного устройства в стране с таким государственным языком?
Однако в 1990-х годах появилось заменяющее словосочетание ЭВМ английское слово в русской транскрипции – компьютер. И что бы оно могло значить? Да просто - вычислитель. То есть поменяли не шило на мыло, а русское шило на шило с английским названием.
С тех смутных времён этот русофобский подход процветает. Хотя ситуация у нас изменилась в корне. Но не в этой области. Чиновники, журналисты и предприниматели могут иногда говорить фразы вообще без русских слов или с подстрочным переводом с английского. Например, вроде такой:
«Дорожная карта на полях саммита по креативной модернизации драйвера тренда сервиса когнитивного контента локального бренда».
А вот американцы, да и все другие страны, почему-то не стали называть рукотворные орбитальные аппараты спутниками из-за того, что СССР первый запустил такой аппарат в космос. И зовут его по-своему - сателлит.
Но ведь импортозамещение должно начинаться не со станков, самолётов или электроники. Оно должно начинаться с импортозамещения в головах.
Искусственный интеллект
Однако вернёмся к искусственному интеллекту. В 1968 году меня в институте за реферат по философии наградили фотоаппаратом «Зоркий-4». А тема была - сможет ли вычислительная машина стать настолько разумной, чтобы заменить человека. Изучив всё, что было доступно, я подтвердил свою точку зрения, что не сможет. И незыблемо стою на ней по сию пору.
Вот почему применение термина «искусственный интеллект» к работе ЭВМ считаю неправомерным. Этот термин пришёл к нам из США. Он был введён в оборот несколькими выдающимися учёными в области информатики и стал академической дисциплиной в 1956 году.
Тем не менее, по прошествии времени, один из этих учёных, Джон Маккарти писал: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».
Многие подходы были опробованы, но к возникновению искусственного разума ни одна исследовательская группа пока так и не подошла. Вот и получается, что по-нашему правильнее было бы назвать ИИ автоматизацией или технической кибернетикой. Ведь кибернетика в современном понимании это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Но пока приходится применять словосочетание ИИ.
Польза
ИИ основывается на сложных математических моделях и алгоритмах. В самом широком смысле ИИ относится к вычислительным системам, которые используют такие технологии, как машинное обучение, нейронные сети и схемы получения знаний для выполнения сложных задач, которые раньше были под силу только людям.
Вот несколько примеров применения ИИ: голосовые помощники, которые распознают речь и отвечают на вопросы; поисковые системы; рекомендательные системы, которые предлагают некое содержание на основе предпочтений пользователя; компьютерное зрение, позволяющее распознавать объекты на фото и видео. А создание реалистичных образов уже широко используется в кино и компьютерных играх.
Однако, как бы ни называли это направление человеческой деятельности, пользы от него очень много. Сейчас главная функция ИИ - умный помощник. Такие технологии помогают передать вычислительным машинам большинство рутинных задач, для которых уже есть понятный план их выполнения и автоматизации.
Опасности
Но, как почти всегда происходит, ИИ, как новая технология, может приносить, да уже и приносит, не только пользу. В некоторых сферах использование её опасно. Вот первый аспект, почему к применению ИИ надо относиться осторожно и ответственно. Дело в том, что, хотя и говорится, что решения принимает машина, но в результате всё равно получается, что ИИ думает так, как его научили думать люди.
А программисты имеют разный уровень подготовки и квалификацию, какие-то предубеждения и своё мнение, или они работают по заказу и способны создавать тенденциозные программы. Все эти обстоятельства могут приводить к получению неправильных результатов.
Кроме того, поскольку специалисты умеют делать программы, создающие очень реалистичное содержание, такие алгоритмы могут применяться для генерирования дезинформации, фальшивых видео и аудио записей.
Вот почему требуется ответственная проверка программного обеспечения до его применения различными организациями. Но это, при желании, возможно.
А вот второй аспект, гораздо более опасный, состоит в том, что использование такого «умного» помощника может превратиться в замену плодов собственных интеллектуальных усилий продуктами «творчества» электронно-счётной техники. О чём речь?
Ни для кого не секрет, что уже в школе ученики в массе своей не делают домашние задания самостоятельно, а подключают ИИ. И просто списывают ответ, не вдумываясь в содержание. Такое же явление в средних и высших учебных заведениях. То есть студенты занимаются своими делами, не связанными с учебным процессом, а курсовые и дипломные работы за них делает «умный» помощник. И ещё большая проблема в том, кто сделал именно этого помощника, с какой целью, и насколько хорошо?
А по окончании учебного заведения один «специалист» называется врачом, другой – инженером, третий – журналистом, и так далее. И эти люди со временем будут работать в реальной экономике. Что же они натворят? Вопрос риторический, то есть такой, отвечать на который не надо.
Человеку, как и любому организму, свойственно минимизировать затраты в процессе своего существования. Поэтому при возможности упростить свою жизнь он её упрощает. И тем самым со временем лишается возможности быть человеком разумным. Но такое происходит только с теми, кто не способен думать своей головой и осознавать последствия своего стремления жить лёгкой жизнью.
Сейчас человечеству предложена альтернатива: либо сохраниться «человеку разумному», либо полным ходом идти по пути деградации, применяя вместо работы своих мозгов услуги «умного» помощника – искусственный интеллект. Насколько велики будут масштабы бедствия, зависит от тех, кто ещё способен думать своей головой.