Обезьяна не станет человеком

Сенсационное открытие немецких ученых оказалось дутым

Обезьянке Иде не суждено стать недостающим звеном эволюции. Не успели германские палеонтологи протрубить на весь мир о своем “удивительном” открытии — “лемуре-человеке”, жившем 47 миллионов лет назад, и даже высказать намерение переписать школьные учебники биологии, как коллеги спустили их с небес на землю. Целый ряд специалистов, в том числе и российских, засомневались в том, что недавно обнародованные останки обезьяны Darwinius masillae являются недостающим звеном развития человеческого рода.

Останки Иды были обнаружены в Германии еще в 1983 году. Объединив их воедино лишь в 2007-м, ученые получили существо, никогда не встречавшееся ранее. У примата хорошо были видны следы плоти и шерсти, а также содержимое желудка, состоявшее в основном из растительных компонентов. Ученые тут же отнесли находку к отряду лемуров. Однако, приглядевшись к Иде более пристально, специалисты пришли к выводу, что в отличие от обычных лемуров у обезьянки на пальцах были плоские ногти, а не когти, ее большой палец был противопоставлен остальным, а стопа содержала таранную кость, которая имеется у всех прямоходящих приматов (эта кость находится сразу под большой берцовой). Исследователи уже сняли фильм, посвященный новой находке, а также написали книгу.
Однако многие антропологи сомневаются в правильности сделанных выводов.

— 47 миллионов лет — это очень большой временной промежуток, ни один серьезный исследователь не рискнул бы делать выводы, опираясь на единичную находку, имеющую такой возраст, — говорит старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Александр ПЕСТРЯКОВ. — До сих пор самыми ранними предками человека считались австралопитеки, жившие от 7 до 1 миллиона лет назад. Получается, что немецкие коллеги перескочили через 30 млн. лет.

По словам нашего ученого, во времена Иды среди приматов как раз проходило сильное разделение на разные таксономические (систематические) группы обезьян и полуобезьян. Пока шло становление основных видов, у отдельных представителей встречались самые неожиданные признаки, в том числе и описанные германскими учеными. Впоследствии какие-то из них сохранились, какие-то не прижились. Встречались самые разные варианты. Но, кстати, что касается ногтей, они и сейчас встречаются у некоторых разновидностей лемуров.

В конце концов теорию о “недостающем звене” отмели и западные антропологи. По их мнению, проведенного германскими учеными сравнения древнего лемура с человеком по 30—40 признакам явно недостаточно. Вот если бы они нашли хотя бы 300—400 признаков…

* * *

Между тем в понедельник якутские ученые из Музея мамонта Института прикладной экологии Севера обнаружили в низовьях реки Хрома тушку двухлетнего мамонтенка.

По словам секретаря Мамонтового комитета Зоологического института РАН Алексея ТИХОНОВА, мамонтенок, найденный в поселке Чукурдах Аллайховского района, оказался старше предыдущей находки — мамонтенка Любы, найденной в прошлом году в Ямало-Ненецком автономном округе. К тому же новичок хуже сохранился. Тело ископаемого животного очень сильно повреждено, у него недостает внутренностей, которые, скорей всего, были выедены древними хищниками. Мамонтенок уже транспортирован в Якутск. В пятницу-субботу специалисты намерены провести его тщательный осмотр.