"Нереус не имеет аналогов и позволяет сверхэффективно изучать большие глубоководные пространства, поскольку является полностью автономным и не требует участия корабля сопровождения или манипулирования при помощи кабельной связи. Все эти качества позволяют аппарату погружаться на максимальную глубину и делают его при этом весьма подвижным ", - заверил Тим Шанк; он - один из создателей роботизированного батискафа.
В дистанционно управляемом режиме Нереус похож на вертолёт, который способен зависнуть над определенным местом и тщательно его исследовать. На нем имеется второй двигатель, работающий в вертикальном направлении, и третий - "боковой", дающий возможность аппарату двигаться влево и вправо, не разворачиваясь.
Руководитель проекта Энди Боуэн убежден, что с Нереусом у человечества появилась возможность опуститься в любую точку океана. "Сверщившееся знаменует собой начало новой эры в исследовании океанического дна, и, разумеется, сулит великое множество открытий", - подчеркнул он.
Теперь в планах исследователей с помощью 15-метрового аппарата Нереус взять пробы грунта, а также занятся поисками возможных экзотических форм жизни, обитающих на глубине 11 километров.
Напомним, что первым дна Марианской впадины достиг батискаф "Триест" в 1960 году с французом Жаком Пикаром и американцем Доном Уолшем на борту. В 1995 и 1998 годах на дно впадины погружался японский автоматический аппарат "Кайко". Учитывая, что "Триест" в настоящее время находится в музее, а "Кайко" был утерян во время научной экспедиции в 2003 году, Нереус может считаться самым глубоководным из работающих сегодня исследовательских аппаратов. Что же касается погружения на дно Марианской впадины людей, то туда спускались всего лишь один раз в 1960 году все те же Пикар и Уолш. Они провисели в толстой стальной батисфере "Триест" над самым дном впадины целых 20 минут. После них ни один человек на такую глубину больше не попадал.
Справка МК.RU. Марианская впадина (Mariana Trench), или Марианский жёлоб - океаническая впадина на западе Тихого океана, являющаяся глубочайшим из известных на Земле географических объектов. Первые данные о глубине были получены английским судном "Чэлленджер" в 1951 году, которая, согласно отчёту была 10.863 м. По результатам измерений, сделанных в 1957 году во время 25-го рейса советского НИС "Витязь", максимальная глубина впадины составила - 11.022 м (по другим данным 11.030 м). Исследования 1995 года показали, что она составляет примерно 10.920 м.