В космосе нашли орехи

Зонд “Кассини” передает на Землю загадочные фото

Пока мы с вами, загруженные по самую макушку своими проблемами, смотрим исключительно под ноги, у нас над головами творится едва не революция. Космос, а именно спутники Сатурна, преподносит сюрприз за сюрпризом.

Космический аппарат “Кассини” (так звали астронома, открывшего еще в XVII веке четыре спутника Сатурна) передал на Землю сенсационные снимки из системы “окольцованной” планеты.

Наибольший интерес, конечно, вызвал снимок Япета. Это небесное тело оказалось похожим на... грецкий орех. Как же образовалась столь ровная гора, да еще высотой в 20 км, опоясывающая спутник? По одной из версий, которой поделился с “МК” старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин, ее сформировал лед. Дело в том, что основным материалом для “строительства” спутников планет-гигантов служит вода и силикаты (попросту — камни). Когда Япет в период своей молодости стал остывать, на нем образовалась ледяная корка. Затем начало сжиматься ядро спутника, и ледяная поверхность принялась “морщить”. А поскольку лед — достаточно пластичный материал, в конце концов и появилась главная морщина — та самая гряда. Кстати, похожие полосы есть на Европе, одном из спутников Юпитера.

Самый маленький из “друзей” Сатурна — Гиперион — на снимках выглядит словно губка. По мнению Родина, это подтверждение недавней гипотезы о том, что многие спутники планет имеют рыхлую структуру и похожи на мешок с камнями. Если бить по такому мешку, остаются приличных размеров вмятины. Скорее всего Гиперион подвергся очень серьезной бомбардировке в первые полтора миллиона лет формирования Солнечной системы и в результате стал похож на кусок пемзы.

А вот загадку Энцелада — крошечного ледяного спутника — пока решить не удается. На нем обнаружены явные следы вулканической деятельности и, по предварительным данным, “фонтан” воды высотой в... 100 километров. Откуда берется энергия для этих извержений — не ясно, ведь приливных сил, обусловленных притяжением Сатурна, явно недостаточно.

Еще один повод для обсуждений дали два феномена на фото Титана — пятно протяженностью свыше 500 км ровной полукруглой формы. Поначалу ученые решили, что это какая-то горячая зона. Но версия не подтвердилась — окрестности, как оказалось, имеют ту же температуру. Облачностью это тоже быть не может: пятно не сдвигалось с места по крайней мере три года. Единственное предположение — в этом месте лед, который покрывает поверхность спутника, имеет некие примеси. Второй загадкой оказалась гигантская “стрела”. Впрочем, ее разгадывать планетологи не собираются, а списывают необычную форму горного образования на игру природы. Кстати, в целом Титан “разочаровал” ученых. На нем так и не нашли, хотя ожидали, жидкого метана, не обнаружили облачности в тропосфере. Да и вообще, климат на этом спутнике оказался значительно “скучнее”, чем предполагалось.