Семьдесят лет на двоих

Рекордсмены семейной жизни — “МК”: “Впервые мы поцеловались 30 апреля 1938 года. С тех пор целуемся уже 73-й год”

…Свадьба студента Андрея и его девушки Шурочки была более чем скромной. Во время прогулки влюбленные, поддавшись какому-то порыву, забежали в Тверской загс и скромно расписались без колец, свидетелей и полагающихся по случаю нарядов. Было это осенью 1940 года. На днях, спустя 70 лет, супруги вновь появились на пороге того же загса. И на этот раз торжественно вошли в украшенный зал под марш Мендельсона, приняли от многочисленных гостей цветы и поцеловались. Так в Москве поздравили рекордсменов семейной жизни, ведь супруги Штода — уникальная семья, они не просто побили все рекорды проживания в браке, но при этом до сих пор любят друг друга и абсолютно счастливы.

Рекордсмены семейной жизни — “МК”: “Впервые мы поцеловались 30 апреля 1938 года. С тех пор целуемся уже 73-й год”
фото: Елена Бабаян

Роман на велосипеде

Андрей Владимирович и Александра Петровна живут на севере Москвы, напротив Военно-воздушной академии имени Жуковского. Именно в этом заведении глава семьи проработал всю жизнь. Поступил туда слушателем, а ушел на пенсию в должности заместителя начальника и в чине генерал-лейтенанта.

Начиналась семейная история вовсе не в Москве, а в авиационной школе в Батайске. В 1938 году Александра работала там в парткабинете, а Андрей преподавал. Однажды видный педагог подошел к столику Александры и вежливо попросил соль. Шура красноречиво переглянулась с подружками, и те тут же рассказали ей, что это за фрукт. Через некоторое время, когда она болтала с соседками у подъезда своего дома, увидела, как Андрей приближается к ней на велосипеде. Объяснив, что заехал к другу, который живет здесь же, он попросил покараулить транспорт, а сам зашел в подъезд. Александра, конечно, согласилась.

— Только сторожа из меня не вышло, — вспоминает Александра Петровна. — Я отвлеклась, а когда спохватилась, увидела, что велосипед исчез! Ну, думаю, что теперь ему скажу?

И вдруг прямо к подъезду на своем же велосипеде подъезжает Андрей и протягивает девушке букет синих полевых цветов. Оказывается, он специально поехал в степь, чтобы нарвать букет приглянувшейся незнакомке. После подарка поступило приглашение составить компанию на застолье — у него и впрямь в этом доме жил товарищ. Сначала сидели за столом, потом начались танцы. Танцевал Андрей, конечно, только с Шурочкой. Деликатные друзья сразу все поняли и, когда наступил вечер, оставили голубков в темной комнате наедине. Тогда они впервые поцеловались.

— И с тех пор целуемся уже 73-й год! — улыбается Александра Петровна.

Ночь любви под кроватью

Так закружился роман — влюбленные не расставались ни на минуту. До тех пор пока Андрей не собрался в Москву — поступать в Военно-воздушную академию. И поступил — сразу на 3-й курс! Пришлось им разлучиться: жених уехал в Белокаменную, а невеста вернулась в родную Пермь. А летом 40-го они опять были вместе. Александра оставила край, где прошло ее детство, и рванула за любимым в столицу.

— Жить мне в Москве было негде, — говорит Александра Петровна. — Из родственников только племянница, которая ютилась с двумя детьми в маленькой полуподвальной комнате на Бронной. У них я и поселилась.

Однажды Андрей предложил девушке переночевать у него в общежитии. Это сейчас вахтеры за вознаграждение закрывают глаза на то, кто ходит в гости к обитателям студенческих общаг и как долго там остается, а тогда было строго. Остаться на ночь постороннему — просто нонсенс! Александру не захотели даже пускать внутрь. Тогда она набралась храбрости и прошмыгнула мимо дежурного, который побежал следом за хулиганкой. Чтобы исполнить задуманное, парочка спряталась под кровать и просидела там, пока охрана не махнула на них рукой и не возвратилась на пост. Эту ночь в общежитии супруги до сих пор вспоминают со смехом, особенно утро, когда выяснилось, что придется опять изображать неуловимых. Пока Андрей отвлекал дежурного, Александра со смехом выскочила из общежития и на этот раз осталась незамеченной.

Потом начались летние каникулы, и жених с невестой уехали в Таганрог, к родителям студента.

— У них в саду росли яблоки, сливы, для меня это все было так необычно! — рассказывает Александра Петровна. — Ведь в Перми у нас ничего подобного не было. Я была так счастлива, что бегала по саду в одном купальнике, даже на деревья залезала. Соседки потом говорили маме Андрея: “Скажи своей невестке, чтобы вела себя прилично!”

Родителям избранница сына пришлась по душе, сама Шура тоже их полюбила: мыла свекрови голову водой из колодца, ухаживала за больным свекром. В Таганроге влюбленные прожили все каникулы, а потом вернулись в Москву, Андрей в общежитие, а Александра к племяннице, и каждую свободную минуту проводили вместе.

фото: Елена Бабаян

Однажды Андрей пригласил даму сердца на концерт классической музыки. Выступление закончилось поздно, на улице шел дождь. Чтобы не испортить красивые туфли, девушка взяла их в руки и босиком под ручку с кавалером пошла до дома. Когда дошли до Бронной, поняли, что все уже спят, и гости отменяются. Зато во дворе стояла крошечная сторожка, по размеру чуть ли не с собачью будку.

— Нам так не хотелось расставаться, что мы залезли в эту будку и там переночевали, — с улыбкой вспоминают пенсионеры.

Осенью, когда в столице стояла теплая “бархатная” погода, в очередной раз решили пройтись из центра до академии. Андрей посмотрел на Шурочку и вдруг предложил: “А почему бы нам не расписаться прямо сейчас?”. Паспорта всегда носили с собой, так что формальных препятствий для женитьбы не было. Влюбленные тут же стали искать загс. Прохожие подсказали: да совсем близко, буквально десять минут. Сейчас отдел регистрации гражданских состояний на Тверской-Ямской называется Тверским, а тогда носил название Краснопресненский. Они зашли в совершенно пустое учреждение и увидели в комнате три стола. “Вам посередине”, — взглянув на улыбающуюся пару, пригласили их сотрудники. Так состоялось торжественное бракосочетание. После официальной росписи супруги могли уже без зазрения совести проводить дни и ночи вместе. Ночи, правда, приходилось делить с семьей племянницы Александры — новобрачные спали прямо на полу между хозяйским диваном и детской кроваткой.

Дети “Евгения Онегина”

В середине войны молодой семье пришлось переехать в Свердловск, куда перебазировалась Военно-воздушная академия. Андрей Владимирович просился на фронт, но его оставили преподавать на курсах подготовки призывников. Александра, как и многие жены, работала на заводе, делала детали для танков. Из Екатеринбурга в Москву они вернулись в 43-м году, тогда же у них родилась первая дочка. Вселились в комнату в коммуналке под боком у академии.

— У нас не было ни газа, ни ванной, мыться мы ходили в Сандуновские бани, — говорит Андрей Владимирович. — Но нам было все равно, главное, что мы были вместе.

Вскоре у них появился долгожданный газ, в 1950 году дали две комнаты, с туалетом и водой! Еще через четыре года въехали в комнаты, где была еще и ванная, а в 58-м их вселили в новый дом на Петровско-Разумовской аллее, там уже была кухня. За всю жизнь супруги “обжили” множество комнат в районе. И, что интересно, все они находились в радиусе 300 метров. Но с особым трепетом супруги вспоминают свою первую каморку без всяких удобств. Именно там со вторым ребенком на плечах Андрей писал диссертацию: одной рукой придерживал мальчугана за ноги, а другой буква за буквой выводил научный труд. Александра моталась по магазинам и вела хозяйство. О чем она всегда рассказывает с гордостью — это о том, что муж никогда не пил и не курил, а все деньги отдавал жене, чтобы она ими распоряжалась на свое усмотрение.

— Я обожал “Евгения Онегина” и сказал жене: у нас должно быть четверо детей — Татьяна, Ольга, Евгений и Владимир, — вспоминает Андрей Владимирович. — Но получилось только трое… Женщины, рожайте детей! В них счастье.

Желание иметь многочисленную семью вполне объяснимо — Андрей был у матери 16-м ребенком, а мать Александры произвела на свет 10 детей!

— И как сейчас женщины живут и не хотят рожать? Ведь дети — самое главное связующее звено любви, — поддерживает мужа Александра Петровна. — У меня никогда не было сомнений относительно моего Андрюши, я его выбрала и никому не отдам.

Сейчас у четы Штода трое детей, семь внуков и десять правнуков. Всем составом они обязательно собираются два раза в год — в день рождения прадедушки и прабабушки. Кстати, с этой датой у семьи тоже вышла смешная история. Александра Петровна родилась 4 мая 1919 года, но в паспорте у нее стоит совсем другая цифра — 25 ноября 1917-го. Знакомая семьи еще при рождении Шурочки пошла регистрировать малютку и напутала не только число, но и месяц. А на два года старше Александра сделала себя по собственной воле. Ей нужно было устроиться на работу, а возраст еще не позволял, вот и подправила ручкой в справке о рождении девятку на семерку. Потом этот же год проставили и в паспорте.

Андрей Владимирович в этом году отметил юбилей — 95 лет. Он уже плохо видит, и Александра Петровна с удовольствием читает ему газеты и книги. Лето супруги проводят на даче, куда также съезжается младшее поколение их большой семьи. Пенсионеры следят за огородом, а малыши бегают по участку, купаются в надувном бассейне.

— Жить вместе с человеком, которого ты любишь, — это огромное счастье, — делится своими ощущениями Александра Петровна. — Нас ничто не могло разлучить, мы всегда были вместе, вместе и сейчас. Я не могу без Андрея, и он без меня не может.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру