Лекарство от фальши

Как бороться с фальсифицированными препаратами в России?

Проблема лекарственного фальсификата активно обсуждается уже не первый год. Почему ее не удалось решить до сих пор? Что делать, если вы купили «липовое» лекарство? На эти и другие вопросы «МК» ответил замначальника ДЭБ МВД России, генерал-майор милиции Юрий Попугаев.

Как бороться с фальсифицированными препаратами в России?

– Юрий Ильич, есть разные оценки доли «липовых» лекарств на нашем рынке – от 0,1% до 30%. Ведется ли официальная статистика?

– Специальной статистики по поддельным медикаментам в МВД не ведется, функция государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств возложена на Росздравнадзор. С 2009 года действует Федеральный центр мониторинга безопасности лекарств, активно развиваются подобные центры в регионах. По информации, полученной из госорганов, доля фальсификата сегодня может составлять примерно 0,4-0,5 %. При этом раньше чаще всего подделывали противомикробные препараты и антибиотики, гормональные средства, противогрибковые препараты, анальгетики, а из общего объема фальсификатов примерно 60% были отечественного происхождения, до 10 % поступало из стран СНГ и Балтии, около 30–50 % из стран дальнего зарубежья: Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Но в последние 3-4 года ситуация заметно стабилизировалась, доля выявленных в обращении некачественных лекарственных препаратов снизилась примерно в 4 раза. Но вычислить точный объем фальсификата, находящегося в обороте в России, невероятно трудно. С точки зрения прибыльности криминального промысла рынок, поддельных лекарств стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков.

– В чем причина, что Россия не может победить этот подпольный, но прибыльный бизнес? Может, необходимы другие законы?

– Одна из причин, что контроль за обращением лекарств все еще слаб, в том, что технологии нелегального производства развиваются ускоренными темпами. Кроме того, значение имеет дороговизна препаратов. Мы фиксируем удорожание импортируемых препаратов и субстанций, и необоснованное завышение цен крупными дистрибьюторами. Некоторые крупные дистрибьюторы, имеющие разветвленную сеть сбыта, реализуют схемы уклонения от уплаты налогов и умышленно завышают себестоимость продукции. На фоне тех барышей, которые сулит безбрежный лекарственный рынок, в нашем законодательстве отсутствуют специальные нормы об ответственности за подделку лекарств.

В настоящее время согласованный с МВД России законопроект Минздравсоцразвития о внесении соответствующих изменений в ст. 238 УК РФ находится на рассмотрении в Госдуме. Он предусматривает усиление ответственности за производство, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности.

– Что делать потребителю, если он купил, по его мнению, фальшивое лекарство? И можно ли отличить настоящий препарат от липы?

– Прежде всего, надо удостовериться, что препарат действительно поддельный. Самостоятельно определить подлинность практически нереально, поэтому для проведения экспертизы качества можно обратиться в территориальный орган Росздравнадзора. Если установлено несоответствие оригиналу, необходимо обратиться в органы внутренних дел с заявлением о проведении соответствующей проверки с целью привлечения виновных к ответственности.

– Что делает МВД для избавления нашего рынка от фальсификата?

– Увы, подразделения экономической безопасности лишены контрольных функций. В этих условиях мы ориентируем наших сотрудников на выявление и пресечение в первую очередь нелегальных производств. Ведь важно пресечь деятельность именно производителя, поскольку за сбытчиками гоняться можно сколь угодно долго, но результат, как правило, получается слабый. А вот закрытие даже одного крупного нелегального производства способно существенно оздоровить ситуацию. Одно из таких производств мы выявили в Ленинградской области, где ежемесячно производилось фальсифицированных лекарственных средств на сумму более 100 тысяч долларов США. В ходе обысков изъято 15730 упаковок фальсифицированных лекарственных средств «Эссенциале форте», «Предуктал МВ», «Нош-па», «Супрастин», «Бронтал-плюс», «Таривид», «Виагра», а также свыше 300 кг сырья для их изготовления.

Кроме того, пресечена деятельность организованной группы во главе с генеральным директором ООО «ДезМедСервис», который организовал производство фальсифицированных дезинфицирующих средств и их сбыт в медицинских учреждениях, больницах, санаториях и других объектах сферы медицинского обслуживания, расположенных на территории большинства субъектов Российской Федерации. Такая схема действовала с 2006 года. По оценке правообладателей, количество выпускаемых контрафактных дезинфицирующих средств по некоторым позициям в несколько раз превышало объемы легального рынка, а ущерб от незаконного использования товарных знаков может составить более 100 млн. рублей.

В результате комплекса предпринятых мер нами были полностью ликвидированы подпольные цеха, лаборатория и типография по производству фальсификата, расположенные на площади 10 гектар в Тверской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру