Как Гагарин заглянул в “акулью пасть”

Покоряя космос, он не имел водительских прав

108 минут на околоземной орбите — и первому космонавту Земли обеспечена всемирная слава на века. А как по части материальных благ? Что получил Гагарин за свой “внеземной” подвиг? По нынешним меркам эти награды Юрия Алексеевича выглядят весьма скромно. Премия в 15 000 рублей. Путевка в санаторий. Автомашина. Именно с “полета к звездам” началась биография Гагарина- автомобилиста. О ней удалось узнать некоторые подробности, побывав на проходившей недавно выставке ретромашин и встретившись со знатоками “предмета”.

Покоряя космос, он не имел водительских прав

После окончания орбитальной эпопеи 27-летнему майору предоставили персональный “мотор”. Правда, это был малопрезентабельный образец: вездеход “ГАЗ-69”, в народе прозванный “козликом” за свою повышенную прыгучесть на ухабах. “В комплекте” к данному авто имелся и персональный водитель — сержант из ближайшей авиационной части.

Сразу осчастливить “космонавта №1” личной машиной не получилось. — У Гагарина попросту не было еще водительских прав. Однако он решил исправить такое упущение и на досуге — благо дали отпуск для поправки здоровья в санатории — взялся за изучение Правил дорожного движения. Сдавал на права в один из летних дней 1961-го безо всякого “блата”, на общих основаниях, отправившись для этого в госавтоинспекцию Щелковского района (именно на его территории расположен Звездный городок, где жил Юрий Алексеевич с семьей).

Удивительная это была картина: знаменитый на весь мир космонавт экзаменовался вместе с молоденькими ребятами, выпускниками местной автошколы ДОСААФ! Сотрудник, проверявший знания по Правилам движения и эксплуатации автомобилей, потом вспоминал: “Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на “отлично”. Через несколько минут ему вручили водительские права…”

Свежеиспеченному водителю “категории В” советское правительство вскоре презентовало автомобиль Юрий Алексеевич получил “Волгу” ГАЗ-21 выпускавшейся тогда “второй серии” с облицовкой радиатора, которая в народе получила прозвище “акулья пасть”. На Горьковском автозаводе этому серийному экземпляру постарались придать некоторую “эксклюзивность”. Во-первых, у черной легковушки (это был самый престижный тогда цвет: именно на черных машинах ездила партийная элита и номенклатура) был салон небесно-голубого цвета — намек на небо, покорившееся герою-космонавту. А во-вторых, горьковчане по максимуму украсили “Волгу” хромированными накладками — столь же роскошно, как машины, предназначенные на экспорт.

Регистрационный номер на машину выдали не самый “красивый”, но приметный — 78-78 МОД. Впрочем, Гагарину с его-то популярностью такие мелочи были не важны. Вдобавок ко всему “космонавт №1” оказался очень аккуратным водителем — выпив, за руль не садился, правил не нарушал…

Как Гагарин полетел в космос

Как Гагарин полетел в космос

Смотрите фотогалерею по теме

Случилось, правда, однажды угодил в ДТП. Спеша присутствовать на каком-то очередном “протокольном” мероприятии (сколько их у него тогда было!), космонавт рискнул проскочить перекресток на красный свет и врезался в потрепанную “Победу”. У старичка-водителя и постового инспектора, поспешившего к месту аварии, буквально глаза на лоб полезли от удивления, когда они увидели, кто же находится за рулем “Волги”-нарушителя. Хозяин “Победы” расплылся в улыбке, милиционер почтительно козырнул… Узнав, что Гагарин опаздывает на “мероприятие”, инспектор разрешил ему уехать с места происшествия и даже тормознул ради этого попутку. Вернувшись через некоторое время, космонавт обнаружил, что сотрудники автоинспекции из желания спасти репутацию всенародного любимца пытаются в протоколе выставить виновником аварии водителя “Победы”. Юрий Алексеевич поступил честно, взяв на себя всю ответственность за произошедшее, и впоследствии оплатил ремонт поврежденной по его вине легковушки.

Меньше семи лет суждено было Юрию Гагарину поездить за рулем своей “эксклюзивной” “Волги”. Через три года после трагической гибели первого космонавта его вдова передала “двадцать первую” в мемориальный дом-музей первого космонавта в городе Гагарине. С той поры этот раритет хранится там.

В феврале 2011 г. была завершена капитальная реставрация гагаринской “Волги”. А несколько дней назад ее презентовали на проходившей в столице очередной выставке олдтаймеров. Но чуда не произошло. И хотя в пресс-релизах во многих СМИ прошла информация о “гагаринской” машине, впервые за последние 40 лет вернувшейся в Москву, все-таки на самом деле это была другая легковушка — точная копия “Волги” Юрия Алексеевича.

Автору этих строк удалось поговорить с хозяином “автоклона”.

— Все получилось волей случая, — рассказывает коллекционер и любитель автостарины Владимир Возовик. — Несколько лет назад мне приглянулась одна “двадцать первая” “Волга” — голубая с голубой же отделкой салона. Машина была в очень хорошем состоянии, а когда я посмотрел на записи в ее техпаспорте, то обнаружил с удивлением, что эта ГАЗ-21 сошла с конвейера буквально через несколько дней после “гагаринской”. Тут и возникла идея сделать “дубликат” мемориального автомобиля. На эту работу ушло два года. Машину пришлось полностью разобрать, перекрасить в черный цвет, найти фирменные хромированные украшения… Очень трудно оказалось раздобыть фары Uniti, аналогичные тем, которыми снабдил свою “Волгу” Юрий Алексеевич (это же образец 1947 г. — фары, которые ставили американцы на свои катера). Теперь все готово, и мою легковушку увидели посетители выставки. Кстати, о том, что это копия, написано на стене стенда. Хотя и мелкими буквами…

Кроме черной “Волги” Гагарину принадлежал и еще один “мотор”, существование которого никогда особо не афишировалось. Еще бы, ведь это была иномарка, да еще “западная”!

В 1965-м состоялась очередная триумфальная поездка первого космонавта — на сей раз во Францию. Гагарину предложили посетить концерн Matra, который занимался аэрокосмической техникой, а кроме того, выпускал небольшие партии автомобилей. Во время экскурсии по предприятию Гагарину показали последнюю разработку местных конструкторов — двухместный спорткар Matra-Bonnet Jet VS со стеклопластиковым кузовом. Юрию Алексеевичу эта “игрушка” очень понравилась, и “фирмачи” решили соответствующим образом отреагировать. По возвращении в Москву космонавта пригласили в посольство Франции, где его уже ждал подарок: во дворе стояла новенькая Matra.

Впрочем, прокатился Гагарин на своей “иностранке” всего несколько раз. По нашим улицам-дорогам, а уж тем более образца 1960-х, не особенно-то погоняешь на спортивном купе, легко закручивающем стрелку спидометра к отметке 160 км/ч. А кроме того (и это наверняка главное), “в верхах” были не слишком довольны французским презентом. “Серый кардинал” КПСС товарищ Суслов якобы даже посоветовал Гагарину: “Будь поосмотрительней с подарками из капиталистических стран!”. Так что Matra большую часть времени простаивала за воротами гаража в Звездном городке.

Она оставалась там долгие годы и после гибели “космонавта №1”. Лишь в начале 1990-х уникальную машину приобрел известный литовский любитель автостарины и вывез ее в Прибалтику. С той поры бесценная Matra хранится в частной коллекции — в буквальном смысле за семью замками. Однако это не останавливает тех, кто хотел бы завладеть таким раритетом: гагаринскую иномарку уже несколько раз пытались выкрасть.

Сюжет:

Гагарин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру