Медицина станет электронной

Но пока в поликлиниках даже не знают, что такое инфоматы

Сегодня лишь около 8% российских больниц и поликлиник ведут электронные истории болезни пациентов. И только каждый третий компьютер в медучреждениях используется по прямому медицинскому назначению. Такие данные были приведены на круглом столе, посвященном проблемам информатизации здравоохранения, прошедшем сегодня в Совете Федерации.

Но пока в поликлиниках даже не знают, что такое инфоматы

Как отметила первый зампред комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева, впервые в истории на информатизацию здравоохранения выделены средства – и немалые. В 2011-2012 году из бюджета на это потратят почти 29 млрд рублей. В идеале в каждой больнице и поликлинике должны появиться: электронная запись к врачу, электронная регистратура, электронные медкарты, телемедицина и электронный учет предоставленных населению услуг, включая выписанные рецепты на лекарства.

Пока же информатизация российского здравоохранения сильно хромает. По словам сенатора Людмилы Нарусовой, лишь треть лечебных учреждений страны имеют доступ в интернет, а одно информатизированное рабочее место делят в среднем 5 медицинских сотрудников. Мало того: более половины имеющихся в больницах и поликлиниках компьютеров используются в административно-хозяйственных, а отнюдь не лечебных целях. Ну а средствами телемедицины оснащены и вовсе всего 3% медучреждений страны.

Как вывести российское здравоохранение на уровень 21 века? На эту тему рассуждали видные государственные деятели, чиновники и эксперты. Г-жа Пономарева напомнила, что сейчас все регионы страны готовят собственные программы модернизации здравоохранения. К примеру, недавно столичный мэр Собянин поставил задачу уже до конца года ввести электронную очередь во всех московских поликлиниках, а в следующем году обеспечить пациентам возможность записываться к врачу по интернету. Но пока эксперты говорят о ряде проблем, встающих на пути всеобщей информатизации здравоохранения.

Во-первых, катастрофически не хватает медкадров, обученных компьютерной грамотности. Замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух продемонстрировал фото объявления, увиденного на одной поликлинике – пациентов предупреждают, что в связи с информатизацией учреждения запись стала существенно медленнее, и это не вина регистратуры. На самом деле причина, конечно, в неграмотности сотрудников, которые не смогли разобраться с новой системой. «Две недели назад Валентина Матвиенко решила посмотреть, как в Питере работает электронная очередь и попробовала записаться в одну из поликлиник к офтальмологу. Конечно, она не представлялась. Это заняло у нее больше 20 минут, при этом сказали все равно прийти с паспортом и записаться еще раз — а к врачу она сможет попасть только через месяц. И это в Петербурге! А что же творится в глубинке?» - возмущена Нарусова. В свою очередь замдиректора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Георгий Лебедев привел московский пример: в одной из детских поликлиник столицы он увидел хорошо знакомый ему инфомат, который даже не работал. Охранники сообщили, что он им ни к чему. Тем временем именно через такие инфоматы в скором времени россияне должны не только находить всю информацию о клиниках и записываться к врачу, но и узнавать данные собственных анализов с возможностью последующей распечатки!

Вторая проблема -- никто по-прежнему не может гарантировать безопасности персональных данных пациентов. Участники круглого стола пришли к выводу, что врачей надо отстранить об обработки данных пациентов во избежание утечки информации. Иначе вместе с базами данных ГИДББ и налоговой начнут продавать и списки самых больных. Массух считает, что обработкой персональных данных должны заниматься специально созданные центры, которые будут нести за это ответственность.

Третья проблема – неэффективное использование новейшего оборудования в поликлиниках. Порой купленные за бешеные деньги диагностические системы просто-напросто простаивают без дела. Точно так же люди в белых халатах могут отнестись и к электронной очереди.

Ну и еще одна немаловажная проблема. До сих пор российские пациенты не получают медицинские карты на руки. И если им требуется консультация стороннего специалиста, приходится сдавать анализы заново. «Я столкнулась с такой практикой даже в ЦКБ», - поделилась Нарусова. О какой телемедицине, выборе лечебного учреждения и прочих нововведениях может идти речь в таких условиях? Поможет ли тут даже самая современная информатизация?

Но эксперты не отчаиваются и строят прогнозы. Благодаря информатизации можно будет сократить время постановки диагноза на 25%, время поиска информации – в 4 раза, увеличить поток больных на 10-20%, значительно снизить процент врачебных ошибок... Как говорится, поживем — увидим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру