На линии огня

Сегодня — профессиональный праздник у пожарной охраны

30 апреля вся Россия празднует День пожарной охраны. В этом году ей исполняется 362 года. В преддверии праздника корреспондент “МК” побывал в одной из лучших столичных пожарных частей, что расположена в Колпачном переулке, в самом центре города.

Сегодня — профессиональный праздник у пожарной охраны

Пожарные службы существуют на Руси с XVII века. Конечно, пожарная служба за столетия изменилась. Сегодня в Москве на пожар выезжают самые современные машины. Автомобильный парк пополнился новыми 50-, 60-, 90- и 101-метровыми автолестницами–подъемниками. Но все равно главным богатством службы остаются люди, без которых не обойтись.

Странная закономерность. Пожарные всегда на передовой, а награждают их нечасто. Среди пожарных долгое время не было ни одного Героя России. И только в прошлом году посмертно этого звания был удостоен главный московский “тушила”, как его называли, начальник Службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы ЦУКС МЧС России по г. Москве Евгений Чернышев. Его портрет есть в каждой комнате Славы московских пожарных частей. Его именем назвали пожарно-спасательный корабль.

Пожарная часть в Колпачном переулке, в самом центре города, обслуживает огромной район — от Кремля до Садового кольца. И нам, конечно, было интересно узнать, чем и как живут бравые пожарные этого подразделения.

Встречали нас немного настороженно. Все-таки журналисты не каждый день приходят в гости. Командир части майор Максим Кривотулов провел меня по зданию, подробно объясняя, где что находится. И надо сказать, что его подразделение в полном порядке и боевой готовности.

Работы сейчас хватает. После зимы надо привести все в порядок, где-то покрасить, где-то помыть. Вот и работают его ребята с утра до вечера, но делают это дружно и споро. Не ропщут, потому что понимают — от того, как они все приготовят сегодня, завтра может зависеть их собственная жизнь.

Майор был насторожен и по другой причине. Он стал командиром части два года назад, в 28 лет. Тогда с 47-й все было не очень хорошо. В итоге Максиму пришлось начинать все фактически с нуля. А четыре месяца его будущие подчиненные работали фактически без начальника. Зато сегодня он с гордостью показывает учебный класс, тренировочную вышку, которую полностью обновили, спальню, столовую...

Заходим в его кабинет. Первое, что бросается в глаза, — большая коллекция миниатюрных пожарных машинок, которые собирают многие командиры подразделений. “Зато у жены никогда нет проблем, что дарить, — смеется Кривотулов. — Правда, отечественные машины я уже почти все собрал. Пора переходить на иностранные”.

— Давно существует ваша часть?

— С 1941 года. Не самая старая, зато на одном из самых ответственных участков. Мы сейчас еще все машины намываем перед парадом. Когда вы в праздники на Красную площадь приходите, там на дежурстве в спецнаряде всегда наши машины стоят. Мы и на параде, и на всех митингах, и на всех праздниках...

— А что для вашей части самое сложное и трудное в работе?

— Мы же работаем в старом жилом секторе. Многие дома с пустотами и деревянными перекрытиями. Вот это и есть головная боль. Поэтому, когда поступает сигнал о пожарной тревоге, первым делом мы смотрим, что это за объект. И если жилой дом — к нему еще большее внимание.

(И действительно, на стене в кабинете майора Кривотулова висит большая карта, на которой не просто отмечены все здания центра Москвы, но и каждый дом, причем особым цветом: где деревянный, где предприятие... Поэтому он всегда знает, какую работу предстоит делать его ребятам.)

Ну и, конечно, еще одна большая проблема — это подъезд к домам. Мало того что на дороге нам не всегда уступают, так и к дому не подъедешь — все заставлено. Одно время проводили работу с водителями, социальную рекламу давали, стало получше. А сегодня опять это одна из главных проблем.

— У вас большой штат?

— 77 человек. И сейчас всего четыре вакансии. Еще недавно ситуация была совсем другой. Людей катастрофически не хватало. Но, когда началась реформа полиции, к нам пошли работать бывшие милиционеры, и сегодня мы почти полностью укомплектованы. Хотя я с каждым разговариваю лично, объясняю наши трудности. В итоге остаются не все. Но уж если остаются, то, как правило, надолго.

В смене работает 17 человек. Кроме уборки, которую вы уже видели, у нас идет ежедневная учеба. И в классе, и на башне, где мы отрабатываем приемы тушения. Выезжаем на учебные тревоги, работаем совместно с другими частями. Мы должны быть готовы ко всему и в любой момент. Работа пожарного трудна и опасна. Опасность в десятки раз увеличивается, если человек не подготовлен, не натренирован, не владеет профессиональными навыками, необходимыми для работы на пожаре.

Когда боевая тревога неожиданно поднимает дежурный караул, никто из пожарных не знает, с чем им придется встретиться на пожаре: может быть, потребуется спуститься в дымный подвал или придется пробираться по заполненным дымом коридорам, искать в кромешной тьме потерявшего сознание человека, а возможно, придется подниматься с тяжелой рукавной линией на чердак горящего дома.

Я и сам учусь сейчас в академии, и всем своим ребятам постоянно говорю: хотите развиваться, надо учиться.

— Так как все для вас начиналось два года назад? Не страшно было в незнакомом месте?

— Мы за зиму сделали ремонт. Жили в вагончиках, было холодно. Давалось все тяжело. Но выстояли. Зато теперь здесь хочется работать. Ну и я просто не представлял, сколько на командира сваливается проблем. Это же не только тушение пожара. У каждого что-то дома происходит — надо помочь, хозяйственная часть — тоже куча проблем. Вон контейнер для мусора заказали, а он все не едет. В общем, пришлось многому учиться по ходу работы. Сейчас машины готовим к Дню Победы, а уже начали заниматься теплосетью к зиме. Все загодя надо делать.

— Какие пожары для вашей части были самыми сложными?

— Манеж и “Лубянка”. На Манеже погиб наш пожарный — 28-летний прапорщик Геннадий Золотков. На него балка обрушилась. Сейчас в комнате Славы вы можете и почитать о нем, и портрет его там висит. Тот пожар дался нам очень тяжело. Мой начальник смены Дмитрий Пантюхин, один из старожилов части, за тот пожар получил медаль “За отвагу”. Он вывел основную часть звена из огня, иначе погибших могло быть гораздо больше. А сам попал с ожогами в Склиф. Они после армии втроем из Егорьевского района в нашу часть пришли — Золотков, Пантюхин и Кутузов. Почти девять лет вместе служили. Все на Манеже были... Теперь в комнате Славы хранятся обугленные баллоны от противогаза, пряжка от ремня и горсть пепла. Противогаз Геннадия расплавился так, что невозможно было разглядеть номерной знак. Коллеги Геннадия Золоткова все это оставили в память о погибшем товарище.

Ну и “Лубянка”. После теракта в прошлом году мы были одними из первых, кто работал на станции. Я этот кошмар никогда не забуду. Был стык смены караулов. И мы ждали на станции следующую группу до вечера, пока следователи и оперативники отрабатывали. И уже вечером выносили тела погибших... Потом мы приглашали наших психологов, они с ребятами работали, приводили в порядок...

— Состав части в основном молодой?

— Да, в среднем ребята до 27 лет. Хотя есть и “зубры”. Без этого работать просто нельзя. По 17—20 лет работают. Тот же Пантюхин. Он и мне, если надо, что-то подскажет, и ребята его слушают беспрекословно.

Вообще те, кто сейчас приходит устраиваться на работу, в первую очередь отмечают, что у нас дружный коллектив. Все всегда вместе, и никаких ссор. Даже по сменам я стараюсь ставить ребят, которые живут рядом. Ведь все в основном из Подмосковья. Если с транспортом проблемы, им проще в складчину машину взять, да и веселее всем вместе. За молодыми я закрепляю ветеранов, а они уже и учат, и приглядывают...

Пока мы разговаривали, пришло время смены. Весь личный состав построился, и началась проверка боевок, машин, противогазов. Въедливые сменщики проверяли каждую мелочь. Но все это без ругани, спокойно и со смехом. А сменившиеся не перечили, а выполняли. Кто знает, может, через пять минут на выезд...

“МК” поздравляет всех пожарных с профессиональным праздником и желает спокойных дежурств. Лучше мы в гости будем приходить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру