Домик в деревне SOS

У “профессиональной мамы” Антонины уже 17 детей

05.07.2011 в 17:39, просмотров: 2791

Дом, в который я вошла, был уютным и светлым. На стенах — детские рисунки и поделки, на окнах — красивые занавески, где-то радостно свистит чайник. Во главе стола — улыбчивая и веселая “мама Антонина”. Старшая дочь Наташа с восторгом рассказывает о своем выпускном вечере. Как они катались на кораблике по Неве, как танцевали на дискотеке, какое нарядное платье ей подарили и какую “отпадную” прическу сделала подруга мамы для первого бала. Если бы я не знала, что нахожусь в Детской деревне SOS, среди ребят, оставшихся без своих кровных родителей, то ни за что не догадалась бы, что Антонина — мама профессиональная. Впрочем, что значит “профессиональная”? Эта женщина согрела теплом тех, кого воспитывает. Ее большого сердца хватает на целый выводок детей разных возрастов. Таких домов в деревне двенадцать. И в каждом своя “мамочка”, “мамуля”, “мамуся”. По имени-отчеству хозяек никто не называет. Корреспондент “МК” провел день в одной такой семье…

Домик в деревне SOS
Мама Антонина с дружным семейством. Фото из архива героини.

Шестеро по лавкам

Антонина работает в Детской деревне с самого начала — больше 11 лет. Уже воспитала одиннадцать детей, сейчас в ее доме живут шестеро, из них двое новеньких. Те, кто выпорхнул из гнезда, неплохо устроили свою судьбу, они учатся в колледжах, работают. Одна из девчонок, Женя, уже вышла замуж и сделала маму бабушкой.

А попала в деревню Антонина по объявлению в газете. Говорит, что такую работу всю жизнь и искала. В прошлом она спортсменка, потом трудилась преподавателем в институте. Когда увидела объявление, сразу поняла: это ее. Съездила в Москву, посмотрела на таких же мам, потом отучилась в специальной школе.

Вскоре Антонина получила дом и стала его обживать. Первую воспитанницу (это была та самая Женя) сюда привезли в день рождения девочки. Ей исполнилось десять.

— Тебе маму подарили, — сказали школьнице. Но та почему-то хмуро смотрела вокруг и никак не хотела знакомиться.

Когда Антонина плясала у Жени на свадьбе и фотографировала счастливых жениха и невесту, ей не верилось, что эта сияющая девушка и есть та робкая, недоверчивая тростинка, скитавшаяся до деревни SOS по приютам. С “дочкой” приемной маме поначалу пришлось несладко. Ребенок не понимал элементарных вещей, не знал многих продуктов питания, боялся пробовать из тарелки что-то новое.

Девочку удивляли даже обычные перчатки: непривычно было “одевать” каждый палец. До этого Женя ходила только в варежках. Через подобные проблемы прошел каждый из детей Антонины. Женя была еще относительно “благополучной”. А вот дети, которые пришли из неблагополучных семей, не знали, что нужно есть три раза в день, их просто-напросто не кормили родители. Воспитанники всерьез жаловались: в деревне заставляют завтракать, обедать и ужинать.

Девятиклассница Наташа — мамина помощница. Фото из архива героини.

Антонина говорит, что у каждого ребенка — свои трудные моменты. Кто-то не понимал, зачем им столько вещей. И почему нужно в одном ходить гулять, а в другом — бегать по дому. Зачем класть на место игрушки и книги, почему они не могут валяться. С дисциплиной тоже поначалу у воспитанников было неважно. Ключик к сердцу ребенка находился далеко не сразу. Но обязательно находился.

Самое главное слово

В течение года “приемыш” обычно преображается. И практически сразу начинает звать Антонину мамой. Но стоит ли произносить это заветное слово, каждый выбирает сам.

— У всех должна быть мама, — объясняет новеньким Антонина. — Твоей мамы рядом с тобой нет, я ее заменяю. Как называть меня, подумай.

Думают недолго и “мамкают” наперебой. Психологи объяснили, что ребенку полезно несколько раз в день произносить это слово, для него оно — большая поддержка.

— А если ребенок не называет меня мамой, значит, на что-то обиделся, — рассказывает Антонина. — Мне тревожно. В порыве нежности или, если хотят подлизаться, говорят “мамочка”.

У Антонины в семье доверительные отношения. Дети обсуждают с мамой всё. Еще она дает ребятам книжки “для мальчиков” и “для девочек”, объясняющие интимные вопросы. И, конечно, “на ушко” слушает рассказы о любви. Ребята показывают “маме” своих женихов и невест.

Женщина с улыбкой вспоминает одного из своих “чад” — влюбчивого Валерика. Он заводил невест и в каждом классе, и в каждой смене в лагере. Со всеми девочками “маме” приходилось знакомиться. Невесты почему-то всегда оказывались на две головы выше мальчишки.

Главная заповедь, которой учат в доме, — не делать братьям и сестрам больно. Детям объясняют, что они — настоящая семья. Так уж распорядилась судьба. Ведь воспитанники вырастут и будут поддерживать друг друга во взрослой жизни. На самом деле так и происходит. Когда ребенок уходит, Антонина грустит. И оставляет дверь открытой. Дети приезжают в гости на праздники, постоянно общаются и между собой.

А про то, сколько времени она проводит с ребятами, Антонина говорит: “Полное погружение! “Это почти всегда 24 часа в сутки. Дети болеют, мама не спит ночами, детям нужно к логопеду, психологу, в кружок или на дополнительные занятия — снова рядом она. Правда, иногда выпадают выходные, а летом старшие дети отправляются в лагерь.

Курение и взросление

Сейчас у ребят каникулы. Двое ушли в поход. А в школьное время будний день в этой семье начинается, как и во всех прочих, с умывания и завтрака. Потом все бегут в обычную среднюю школу, что неподалеку. После того как дети отправлены на учебу, Антонина занимается хозяйством. Готовит обед. Пришли, поели, делает уроки со всеми по очереди. После ужина, если осталось время, ребятня гуляет. Дальше — уборка и сон.

Главное, чтобы дети не росли жесткосердными. Фото из архива героини.

Раз в неделю ребята ездят “на закупки” вещей и продуктов. Антонине удалось добиться того, что возле прилавков дети не выделываются и не канючат. Во-первых, они рады всем приобретениям. А во-вторых, мама учитывает пожелания каждого. Старшие вообще покупают себе наряды сами, предварительно обсудив с нею сумму.

Но без эксцессов не бывает. Ведь ребята — далеко не паиньки. За “двойки” по предметам их, конечно, ругают. А больше детям достается за отметки в дневнике о плохом поведении. Наказание следует суровое: мамина обида.

А вот с курением бороться не очень-то получается. Мальчики, которые живут в деревне, дымят практически поголовно. Как ни странно, Антонина смотрит на это философски и считает, что гораздо более серьезная беда, если ребенок вырастет жестокосердным, подлым, злым или равнодушным.

Лучший день — воскресенье

У Антонины нет мужа и собственных детей, но есть мама Валентина Андреевна, которая полностью ее поддерживает. Ребята ждут ее приходов с большим нетерпением. И принимает участие во всех праздниках. Особенно удаются ей детские дни рождения. Готовятся к ним долго и тщательно. Недели за три воспитанник сообщает, кого хочет видеть в гостях. Если он маленький, старшие помогают с планом развлечений. Мама закупает призы для конкурсов, дети пишут приглашения для гостей и родных. Накрывают большой стол с тортом и разными яствами. Достают праздничный сервиз.

Кстати, угощение дети делают сами. Готовить здесь умеют все. И мальчики, и девочки. Жарят мясо, рубят салаты, пекут блины, варят картошку, макароны. Наташа печет пироги, братья и сестры это очень любят.

— Счастливый день для меня — это воскресенье, — смеется Антонина. — Я могу подольше поспать. Завтрак дети делают сами и сами дружат с холодильником.

А еще все детишки, как и сама Антонина, очень рукастые. Гербарии, куколки, валяние из шерсти, макраме, скульптурки из глины… Главное панно в гостиной сплетено из палочек от топинамбура.

Но главная гордость ребят — разноцветный замок с башенками, стоящий на крыльце. Сделали они его под руководством настоящего художника.

…Сейчас многие друзья поддерживают Антонину. Кто диванчик в дом подарит, кто вещи привезет, кто подстрижет ребятишек, кто просто приедет с ними поиграть. А когда-то сомневались: мол, зачем тебе это надо? Не каждый человек способен понять, что быть для брошенных, обделенных лаской детей мамой — это предназначение. И если уж осознаешь его, никуда с этого пути не деться.