Экипаж разбитых сердец

Командир разбившегося "Як-42" и бортпроводница были возлюбленными и мечтали о свадьбе

Расследование катастрофы “Як-42”, в которой погибли хоккеисты ярославского “Локомотива”, близится к завершению. В среду стало известно, что единственный выживший член экипажа — бортинженер Александр Сизов — готов общаться со следователями. Впрочем, вряд ли его показания поставят под сомнение главную версию: виноваты именно пилоты.

Командир разбившегося "Як-42" и бортпроводница были возлюбленными и мечтали о свадьбе
Мало кто знал, что у стюардессы Надежды Максумовой был роман с командиром экипажа Андреем Соломенцевым. Они и погибли вместе.

Рейс «Як-42» стал последним для семи членов экипажа — командира воздушного судна 44-летнего Андрея Соломенцева, второго пилота 49-летнего Игоря Жевелова, 42-летнего бортмеханика Сергея Журавлева, 49-летнего бортинженера Владимира Матюшкина, бортпроводниц — 37-летней Надежды Максумовой, 29-летней Елены Сарматовой и 27-летней Елены Шалиной.

Увы, даже после трагической гибели летчики не сразу обрели покой. Тела командира Андрея Соломенцева и его напарника Игоря Жевелова... перепутали при погребении, и одного из авиаторов пришлось хоронить дважды. «МК» выяснил подробности происшествия. И узнал, как причудливо переплетались судьбы летчиков еще при жизни.

Трудно поверить, что такая нелепость могла произойти, но тем не менее 11 сентября на Николо-Архангельском кладбище Соломенцева похоронили в могиле Жевелова. Как оказалось, родные второго пилота ошиблись на опознании. Как объяснили «МК» специалисты в сфере ритуальных услуг, тела, точнее, обгоревшие фрагменты практически неузнаваемы. Неудивительно, что в такой ситуации убитые горем родственники могли обознаться. Вскоре семья Андрея Соломенцева, собираясь хоронить усопшего, выяснила, что в морге не его, а чужие останки. После того как ошибку обнаружили, была проведена эксгумация. 17 сентября Жевелова снова похоронили, а на следующий день погребли командира. Они покоятся рядом на одном кладбище.

— Мне не хочется вспоминать об этом, уже во всем разобрались, — поделилась с «МК» мама Соломенцева Людмила Михайловна, говоря о похоронах. — Уже столько обсуждали нашу трагедию и столько неправды сказали. Сейчас хочу помнить, что мой сын — пилот от Бога.

* * *

Командир воздушного судна Андрей Соломенцев, уроженец Алма-Аты, грезил небом с раннего детства.

— Когда трехлетнего Андрюшу спрашивали, кем он хочет работать, он всем отвечал: «Буду летчиком, и все тут!» — маме пилота Людмиле Михайловне трудно сдержать слезы. — Он повзрослел, и я его отговаривала: мол, опасная это работа, но сын был неумолим.

После окончания школы Андрей самостоятельно сдал документы в Сасовское летное училище гражданской авиации в Рязанской области. Парень закончил училище всего с двумя «четверками». Летал на «Ан-2», «Як-40». Когда распался СССР, поехал работать в Москву, где переучился и с тех пор стал летать на «Як-42».

В столице летчик без проблем устроился на работу, обустраивал свою квартиру в подмосковном Реутове. В дальнейшем планировал стать пилотом «Боинга». Для этого и днем и ночью зубрил английский язык. Сдал экзамен на четвертый уровень знания языка, необходимый для полетов за границу. Параллельно закончил Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Ему присвоили квалификацию инженера по специальности «летная эксплуатация воздушных судов».

Игорь Жевелов.

Что касается личной жизни — Андрей встречался с бортпроводницей Надеждой Максумовой. Надя, уроженка Челябинска, жила со своей дочкой Машенькой, воспитанницей восьмого класса столичного кадетского училища, в подмосковном Подольске. По словам подруги Антонины, в Наде был какой-то заряд энергии, она всегда улыбалась и светилась. «У нее были грандиозные планы, а главное — она могла их все реализовать, — плачет подруга. — Но не успела...»

Они мечтали о свадьбе. Увы, этим планам не суждено было сбыться: Андрей и Надя разбились вместе.

О страшной аварии Людмила Михайловна узнала из выпуска новостей, когда была на отдыхе в Анталии. Путевку в Турцию ей купил любящий сын в качестве подарка на день рождения.

«Очень жалко, когда уходят такие люди, — написал один из друзей, Игорь. — Андрей был очень умный, душевный человек. Про старых приятелей не забывал. Недавно встретились в Быково на повышении квалификации. Как будто и не было перерыва в нашей дружбе 15 лет».

Сын Андрея Александр пошел по стопам отца — закончил первый курс Сасовского училища, после чего его забрали в армию. Саш, как и отец, мечтает о небе.

Командир лайнера Андрей Соломенцев называл Игоря Жевелова, второго пилота на «Як-42», братом. Каждое утро начиналось со звонка друг другу. Игорь, как и Андрей, был превосходным летчиком. Они и жили рядом: Андрей — в подмосковном Реутове, а Игорь — в двух шагах, в соседнем районе Новокосино.

Игорь родился в Москве в семье военного, которого вскоре перевели в Ташкент. Здесь прошло его детство.

— Любовь к небу брату привил наш дядя, он в то время был командиром эскадрильи в Красноярске, — вспоминает сестра Игоря Оксана. — Мы любили все, что было связано с авиацией. В детстве брат зачитывался книгами «Романтика неба» Бориса Тихомолова и «Небо твое и мое» Анатолия Маркуши.

После школы Игорь поступил в Актюбинское летное училище, преодолев огромный конкурс. Всю жизнь Игорь летал на «Яках». Сначала на «Як-40», потом переучился на «Як-42». У пилота было много учеников. К слову, именно Игорь обучал Андрея Соломенцева летать на «Як-40». У Игоря была возможность освоить управление большими самолетами, но он не хотел. Говорил: куда уж я от своего «Яка» денусь. В свое время друзья дали Игорю прозвище Жак, а один из них шутливо написал в своей песне, которую все часто напевали: «Жак на „Яке“ прилетел».

За три месяца до гибели стюардесса Елена Сарматова вышла замуж.

Супруга Игоря Людмила — тоже работница авиации. Они трудились в одной авиакомпании. Со своей второй половинкой летчик познакомился в Красноводске (ныне Туркменбаши). Тогда Люда была диспетчером. Пилот влюбился в привлекательную девушку с первого взгляда.

— Как-то он позвонил и сказал: приезжай ко мне в Москву, — сквозь слезы улыбается Люда. — Я в один день уволилась и с одной сумкой прилетела. Игорь встречал в аэропорту.

Супруги летали вместе 8 лет: Людмила — старшая бортпроводница. Друзья семьи, когда услышали об аварии, сначала с ужасом подумали, что они разбились вместе. Но три месяца назад Игорь стал летать вместе в Андреем Соломенцевым, а Люда перешла на другой самолет. Вскоре Игорь собирался стать командиром «Як-42».

По словам супруги, 7 сентября пилот отправился во «Внуково-3» на своей машине, оставил ее на парковке и отправился на «Як-42» в Ярославль. После катастрофы обнаружилось, что Игорь оставил документы в бардачке. Хотя такого с ним никогда не случалось. А последний раз супруги разговаривали 7 сентября — Игорь позвонил жене перед рейсом из аэропорта.

— Я возвращаюсь в Москву 9 сентября, — сказал Игорь в трубку.

— А я улетаю 9-го в Измир, а возвращусь 12 сентября.

— А я улечу и буду дома 13 сентября.

— Ну ладно, пересечемся где-нибудь в аэропорту.

Про трагедию в Ярославле Люде рассказал друг семьи, который позвонил домой и аккуратно поинтересовался, где сейчас Игорь. Мол, в Ярославле упал самолет с хоккеистами. 13-летний сын Егор включил телевизор и компьютер.... Мальчик мужественно держится, переживает трагедию в душе.

— Муж мечтал, чтобы Егор тоже стал летчиком, — плачет Людмила. — Сначала сын не очень хотел, а потом втянулся. Они вели беседы о самолетах. Игорь даже купил компьютерный симулятор, чтобы Егор «летал» на компьютере.

Сейчас Люде тяжело думать о летной работе. «Возможно, вернусь, но на административную должность», — тихо говорит она.

По словам многих друзей, Игорь Жевелов был душой компании. Он прекрасно пел, сочинял стихи. Друг Игорь Жуковский вспоминает, как лет 7–8 назад Игорь выступал на бардовском фестивале и стал лауреатом фестиваля.

— Это было в Узбекистане, тогда в течение года Игорь со своим экипажем летал из Ташкента, — рассказал Жуковский. — Я пригласил Игоря на свою дачу, которая находилась между городом Чирчик и горами. В эти дни там проходил традиционный фестиваль бардовской песни, и мы предложили Игорю спеть. Он прекрасно выступил, после чего мы вернулись на дачу, где он пел для нас всю ночь. На следующее утро, когда Игорь узнал, что стал лауреатом, он не обрадовался. Игорь переживал, что не сможет перед Люсей оправдаться, где был. Боялся, что она подумает что-то нехорошее.

Бортмеханик Сергей Журавлев начинал работать в Баку авиатехником. Позже самостоятельно перебрался в Москву.

— Я с ним учился и спортом занимались в одном клубе, — вспоминает друг Сергея Эмиль Рагимов, работающий начальником смены авиадиспетчеров в Бакинском аэропорту. — Он был общительным, жизнерадостным, веселым, не унывал, верил в свои силы. Улыбался почти всегда. Был принципиальным, целеустремленным.

По словам друзей, Сергей очень любил свою профессию. В свободное время увлекался спортом, ходил на «скифе» — лодке для академической гребли, любил кататься на роликах.

В октябре Сергей планировал сыграть свадьбу. Любимую Сергея зовут Анна, она тоже работает в авиации.

— Отец хотел переучиться на пилота, — рассказал нам сын Сергея от первого брака Александр. — Он мечтал летать.

Кстати, Саша пошел по стопам отца. Он учится вместе с сыном Андрея Соломенцева в Сасовском летном училище, а сейчас проходит военную службу. Младший брат Сергея тоже летчик.

Бортпроводница Елена Сарматова родилась в Сергаче Нижегородской области. Вскоре родители Елены переехали в Омск. Здесь Елена закончила школу № 132, затем училась в музыкальном училище, в цирковой студии Омска.

В 2001 году Елена перебралась в Первопрестольную, где закончила Московский областной колледж искусств, а затем Московский государственный университет культуры и искусств.

По словам близких друзей, сначала свою жизнь Лена связывала с культурой и искусством. Но во время учебы в университете загорелась идеей стать стюардессой. Для этого девушка даже заняла у своих подруг деньги на курсы. А закончив обучение, стала сразу летать.

Три месяца назад Лена вышла замуж. Ее избранником стал москвич по имени Евгений. После свадьбы молодожены отправились в свадебное путешествие. Пара планировала детей, и Лена собиралась вскоре оставить работу. Сейчас Евгений винит себя за то, что позволил жене летать.

Между темМ

Скорее всего через две недели бортинженера Александра Сизова, чудом выжившего в авиакатастрофе «Як-42» под Ярославлем, выпишут из больницы. Такой прогноз сделал директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского Анзор Хубутия. Сейчас врачи оценивают состояние бортинженера как средней тяжести.

— Он в сознании, в хорошем расположении духа, охотно общается, отвечает на вопросы врачей, — пояснил журналистам директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского Анзор Хубутия. — Хотя у Александра Сизова есть остаточные явления — воспаление легких, он немного температурит, поэтому сказать, что человек абсолютно здоров, я не могу.

Напомним, бортинженера «Як-42» Александра Сизова доставили из Ярославля в Москву с ушибами, ожогами 15% тела и тяжелым переломом бедра. Спустя несколько дней ему сделали операцию — вставили в ногу штифт. Сейчас Александр уже может передвигаться по палате на костылях.

В ближайшее время, пояснил Анзор Шалвович, пациенту предстоит перенести еще несколько пластических операций.

— Это несложные операции по закрытию ожогов, ведь у Александра есть, хоть и небольшой, процент глубоких ожогов. Недельки через две ориентировочно мы сможем отпустить его домой. А через месяц-полтора он сможет вернуться к работе, но это зависит от того, как будет срастаться кость.

С первых дней у постели Александра Сизова дежурит его жена. Навещает отца и сын. Кстати, в одиночной палате бортинженера нет телевизора, поэтому последние новости он узнает от родных или из газет.

По словам директора института, пока следователи еще не допрашивали Сизова, но, скорее всего, сделают это в ближайшее время. Также в среду к нему должны были прийти представители МАК.

* * *

Росавиация аннулировала свидетельство эксплуатанта авиакомпании «Як-Сервис». Решение принято на основании проведенной в авиакомпании проверки организации летной работы, а также по факту авиакатастрофы самолета «Як-42».

Сюжет:

Авиакатастрофа "Локомотива"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру