Ломоносов – 300 лет спустя

Великого русского ученого лишили «императорских корней»

Нет, не только Пушкин – «это наше всё».  Ломоносов тоже вполне достоин подобного «глобального титула». 19 ноября отмечается 300-летие великого русского ученого. В преддверии этого юбилеяв Выставочном зале Федеральных архивов открыли выставку «М. В. Ломоносов и его эпоха», на которой представлено немало уникальных документов из фондов  Российского государственного архива древних актов, нескольких других архивов и музеев.

Великого русского ученого лишили «императорских корней»

Среди демонстрируемых документов есть самое первое из найденных упоминаний о «светоче науки российской». В переписной книге, составленной 292 года назад, записано: « ...В деревне Мишанинской по скаске 1719 году Василий Дорофеев сын Ломоносов – 38 лет, сын его Михайло – 7 [лет]...» Данный документ, по мнению исследователей, опровергает упорно сохранявшиеся на протяжении долгих лет легенды о том, что, якобы, Михаил Ломоносов являлся внебрачным сыном царя Петра.

– Обнаруженные в архиве бумаги позволяют получить достоверную информацию и об отце будущего ученого, – он был, оказывается вовсе не бедняк, а из так называемых «компанейщиков», скупавших рыбу у монастырей и сбывавших ее в Архангельске перекупщикам, – рассказывает куратор выставки Светлана Долгова. – В этой экспозиции представлены несколько автографов самого Михаила Васильевича, в том числе самый ранний из известных. 14-летний подросток, уже овладевший премудростью грамоты, расписался за своего неграмотного родителя по его просьбе в регистрационной книге архангелогородской таможни: «По велению отца своего, Василея Ломоносова сын его, Михайло Ломоносов руку приложил.»

Несколько рукописных листов – свидетельства настоящей «детективной» истории, связанной с Ломоносовым в первый период его пребывания в Москве. При поступлении в Славяно-греко-латинскую академию юноша объявил себя сперва сыном холмогорского священника. Однако когда некоторое время спустя академия выбрала его для посылки священником в оренбургскую экспедицию Кириллова, и посему решено было отправить запрос на родину Михаила, пришлось будущему ученому «расшифроваться» и объявить о своем крестьянском происхождении.

Архив Ломоносова

Архив Ломоносова

Смотрите фотогалерею по теме

Впрочем «простолюдинство» не помешало талантливому студенту проходить академический курс. Позднее он был послан даже учиться за границу. Инструкция Академии наук Ломоносову, отправляемому летом 1736 г. в немецкий Марбург для обучения химии и горному делу, указывала заботиться о продолжении образования и изучать еще естественную историю, физику, тригонометрию... Но главной обязанностью юноши было «показывать пристойные нравы и поступки»!

Архивные документы лишний раз убеждают посетителя выставки в многогранности Ломоносова. – На все случаи мастер и талант. Проводил разнообразные опыты научные. Организовал завод по изготовлению бисера, создал «мозаичное дело». Подготовил «Способ учения» – первое методическое пособие для российских учителей... А вот распоряжение канцлера М. Воронцова: «Сего дня писал я к Михайле Васильевичу Ломоносову, чтоб он проект сделал леменации пред домом моим для пришествия Ее Императорского Величества в Санкт-Петербург (имеется в виду возвращение императрицы Екатерины из Москвы после ее коронации – ред.)...»

Большую разносторонность проявлял этот человек и в литературном творчестве. На выставке представлены рукописные и печатные образцы его «парадных» посвящений государям и государыням, сменявшим друг друга на русском троне. И тут же на витрине выложен скандальный опус «Гимн бороде»: «...Борода предорогая, жаль, что ты не крещена, и что тела часть срамная тем тебе предпочтена...» Рядом под стеклом красуется доклад Синода императрице с просьбой публично сжечь «похабный» стих.

Участвовал Михаил Васильевич в «Печальной комиссии», занимавшейся организацией похорон Ее Величества Елизаветы Петровны. Сочиненная им по поручению «сверху» эпитафия сохранилась в единственном экземпляре и представлена в экспозиции. Столь же «эксклюзивно» и содержание соседней витрины, где впервые демонстрируется широкой публике полная коллекция медалей портретной исторической серии с изображением русских князей и царей. Эта серия изготовлена была на основе сочинения Ломоносова «Краткий российский родословец» и включает в себя 56 персон – от Рюрика до Елизаветы.

Впервые архив демонстрирует также и родословное древо семьи М. В. Ломоносова, составленное в 1773 г. его зятем Л. Константиновым (который затеял сей нелегкий труд ради получения наследства).

Не обошли организаторы выставки историческое событие, связанное с именем Ломоносова – открытие московского университета. Здесь представлен указ о его основании, другие документы... А кроме того есть очень любопытная бумага – «Реестр российским книгам, которые продаются при Императорском московском университете» (1768 г.). В перечне фигурируют «Арифметика теоретическая и практическая, собранная из разных авторов г-ном магистром Аничковым», «Басни нравоучительные с изъяснениями г-на барона Голберга»...

На выставке можно увидеть и экспонаты, рассказывающие о том, как чтили память своего великого соотечественника в дореволюционной России. Сохранился, например, листок с напечатанным в 1894 г. воззванием священника Васильева о пожертвовании денег на реставрацию храма, в котором крестили Ломоносова. А в 1911 г. прошли весьма пышные торжества по поводу 200-летия Михаила Васильевича. К такому юбилею поэт (и «по совместительству» – Великий князь) Константин Романов сочинил кантату: «Среди полночных диких скал, при блеске северных сияний, его томила жажда знаний и свет науки привлекал...»

То, что этот «рыбацкий сын» имел весьма ершистый, далеко не покладистый характер, становится ясно хотя бы из письма Г. Ф. Миллеру с отзывом о полученной от него Ломоносовым диссертации (1754 г.): «Благородный господин профессор, государь мой! Новоприсланная диссертация для получения награждения не токмо ста, но и единого червонца не стоит!»

Экспозицию дополняют специально воссозданный кабинет ученого с предметами мебели XVIII в. (в числе прочих предметов здесь демонстрируется перо, которым писал сам Ломоносов), копии с мозаичных произведений, хронометры, микроскопы, телескопы «ломоносовской эпохи», образцы горных руд,, старинные гравюры, а также несколько живописных «парсун» – в их числе очередная «новинка от Зураба Церетели» – написанный им портрет Ломоносова.

Выставка будет работать по адресу Б. Пироговская, 17 до 18 декабря 2011 г. ежедневно с 12 до 18 часов. Выходные дни – понедельник, вторник. Посещение бесплатное. Заказ бесплатных экскурсий по тел. 8(495) 580-88-25.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру