Настоящие охотники за метеоритами

Можно ли заработать на небесных телах, падающих на Землю?

Упавший под Челябинском в минувшую пятницу болид уже к вечеру стал предметом торга: на подъездах к месту падения можно встретить людей с небольшими камнями в руках, а Интернет завален объявлениями из серии: «Нашел вчера на берегу Чебаркуля метеорит. Продам за 25 тысяч рублей». «Охотников за метеоритами», занимающихся поисками и продажей небесных камней, коммерческая прыть сограждан не удивляет. «После каждого падения появляются мошенники, готовые на волне ажиотажа продать в лучшем случае каменный метеорит, а в худшем — обычный земной камень».

Зачем одни ищут, а другие покупают метеориты? Где прячутся самые ценные «осколки звезд»? И что за метеорит можно откопать всего в трех сотнях километров от Москвы? Все о бизнесе на «звездных камнях» узнал корреспондент «МК».

Можно ли заработать на небесных телах, падающих на Землю?
Этот 220-килограммовый «индивидуал» Сихотэ-Алинь стоит 3 миллиона рублей.

Около единственного в России магазина метеоритов, который открыли «охотники» Дмитрий Качалин и Дмитрий Нужненко, лежит огромный осколок «звезды». «Метеорит Сихотэ-Алинь, — выведено на табличке. — Падение 12 февраля 1947 года. Класс: железный».

— А почему цену не указали? — наслушавшись о баснословной дороговизне «звездных осколков», спрашиваю я.

— Боимся шокировать покупателей. Дело в том, что это безумно красивый и редкий экземпляр, «индивидуал», с корой плавления. А цена... — Дмитрий Нужненко держит паузу, как на аукционе. — Три миллиона рублей. Это экземпляр из коллекции нашего знакомого. Он продается, но, как вы понимаете, очередь из покупателей не стоит. А пока метеорит ждет своего коллекционера, решено поставить его здесь. Дома-то у хозяина места для такого булыжника нет.

— А не боитесь, что украдут? Все же не под замком лежит, без охраны.

— Что ж, попробуйте унести...

С этими словами Дмитрий кладет мне в ладонь фрагмент того же метеорита размером не больше теннисного мяча. «Камень» тут же пикирует на пол, едва не разбив кафельную плитку. Если бы закрыла глаза, подумала, что на руку приземлился чугунный утюг.

— Любой метеорит будет тяжелее земного камня таких же размеров. Но этот принадлежит к классу железных, а их плотность в три раза больше, чем у обычных валунов. Этот экземпляр, например, при взвешивании «набрал» 220 килограммов. С места обнаружения его тянул трактор, а в павильон мы его заносили вшестером. И то уронили.

Неподалеку, уже за стеклом, лежит еще один «осколок звезды». Плоский, похожий на гранитную плиту, но с вкраплениями золотых гранул. Размер — не больше половины кафельной плитки. Цена — 33 100 рублей.

— А это самый красивый из метеоритов — палласит. И один из самых редких. Но у этого метеорита еще и безумно интересная судьба. Дело в том, что обычно метеоритам дают названия по ближайшему населенному пункту, рядом с которым он был найден. В данном случае это город Палласовка Волгоградской области, — объясняет Дмитрий Качалин. — Но сам город назвали в честь ученого Петра Палласа, который еще при Екатерине нашел, а затем и изучал первый железно-каменный метеорит. Позднее этот вид назвали в его честь.

А обнаружил метеорит Палласовка на берегу озера обычный рыбак. Причем ценность находки он понял лишь через 13 лет.

— На кусочек красивого камня, торчащий из земли, Николай Харитонов обратил внимание еще в 1990 году. Решил выкопать, но, когда поддел палкой, выяснилось, что основная часть камня в земле, — рассказывает Дмитрий Нужненко. — Потом всем поселком они раскопали этот 200-килограммовый гигант, поудивлялись — вокруг-то ни одного булыжника. И забыли о находке.

Охотники за метеоритами

Смотрите фотогалерею по теме

А через 13 лет мужчина увидел по телевизору репортаж и понял: по всем признакам он тогда откопал метеорит. Причем дорогущий. Тут же взял билеты на поезд, примчался на малую родину. Но булыжника на месте уже не было.

— Правда, Харитонов оказался мужиком смекалистым, понял, что камень просто мог скатиться в озеро. Щупом вместе с сыном они обследовали все дно, нашли «булыжник», но достать не смогли. И только зимой с помощью машины и лебедки ему удалось вытащить из воды метеорит, — заканчивает рассказ Нужненко. — Теперь «камушек» уходит с молотка по 300 рублей за грамм.

Метеориты-призраки

Впрочем, прежде чем говорить о цене, нужно разобраться с теорией. Метеориты бывают каменными, железно-каменными и железными. Но железо есть во всех трех видах. В первой группе его должно быть до 25%, во второй — до пятидесяти, в третьей — до восьмидесяти. Правда, состоят метеориты не из простого железа, а из сплава с никелем — это и есть отличительная черта «небесных странников».

— Каменные метеориты в основном представлены хондритами. Если его распилить, в руках окажется структура, похожая на пенопласт, это и есть хондры, — объясняет Дмитрий Качалин. — К этому виду относится 90% падающих на Землю метеоритов. А значит, цена у них невысока.

В доказательство Дмитрий достает целый ящик с черными камешками. «30 рублей» — написано на контейнере. Но в ряду каменных метеоритов встречаются и так называемые ахондриты.

— Как видно из названия, это метеориты, которые не содержат хондр и железа. К этому типу относятся очень редкие метеориты, поступающие к нам с планет, крупных астероидов и спутников: Луны, Марса, Весты. И это как раз те дорогостоящие камни, о которых все говорят, стоимостью до 1500 долларов за грамм.

Но найти их почти нереально, ведь они составляют всего 0,1 процента от всего упавшего на Землю метеоритного вещества. По крайней мере охотники уверяют, что никому из них удача еще не улыбнулась.

Кроме того, метеориты делятся на индивидуальные и осколочные. Последние, как это и было под Челябинском, образуются в результате взрыва.

— Огромное тело приближается к Земле с космическими скоростями (до 70 км в секунду), пробивает атмосферу и ударяется о землю. Кинетическая энергия резко переходит в тепловую, метеорит нагревается и взрывается как бомба. При этом образуются кратеры, — говорит «охотник».

Один из самых ярких и при этом загадочных примеров падения «индивидуала» в наши дни — это Стерлитамакский метеорит. Свалился он к нам с небес в начале 2000-х годов. Люди видели яркую вспышку, шлейф, а наутро обнаружили и воронку. Правда, найти виновника «файер-шоу» до сих пор не удалось.

— Нашли 200 кг осколков, но они не складываются в один «паззл». Считается, что основная часть ушла под землю на десятки метров, — говорят «охотники». — Почти сразу ученые пригнали к месту падения этого метеорита экскаваторы. Выкопали яму метров пятьдесят в диаметре и шесть в глубину, но ничего так и не нашли. Вот он будет стоить больших денег. Конечно, если кому-то удастся его откопать.

А во Владимирской области прошел настоящий метеоритный дождь-призрак. В небе в ночь падения видели уймы вспышек, а нашли только несколько камешков.

— На следующий день на поля, куда приземлялись метеориты, свезли школьников со всех окрестных деревень. В снегу осталось множество воронок, но сколько дети ни искали, так ничего и не нашли. И у нас не получается, — удивляется Нужненко. — Как сквозь землю те камни провалились.

Кстати, возможно, что бесследно исчезнет и челябинский метеорит, упавший в озеро Чебаркуль. Дело в том, что из озер доставать небесные камни труднее всего. Иногда игра не стоит свеч, даже в том случае, если под водой лежит очень дорогой метеорит. Как, например, Марьялахти, упавший в Карелии в начале XX века.

— При падении он ударился о выступ скалы, раскололся на куски и потонул в озере. А это метеорит редкой группы — палласит. Естественно, уже в наши дни на его поиски направились сразу несколько команд «охотников». Но в этом месте была война, в озере лежит огромное количество железа. И наши приборы просто глючат, — говорит Дмитрий Нужненко.

В итоге найти достойных размеров осколок удалось лишь одному дайверу. Но и этот кусочек Марьялахти был не настолько велик, чтобы «старателю» хватило на безбедную старость.

«Первый «камень» нужно выходить...»

Группу по поиску аэролитов Нужненко и Качалин, действительные члены Русского общества любителей метеоритики, создали лет десять назад. Первый пришел в метеоритный поиск из любительской археологии: сперва ходил по местам сражений, искал жетоны, каски, оружие времен Великой Отечественной, даже перезахоранивал брошенных бойцов. Потом друг пригласил составить компанию в поиске метеоритов. «Оказалось, это намного интереснее. Да и конкуренция меньше».

Дмитрий Качалин, по профессии геолог, в тандеме отвечает за науку.

— Я с детства интересовался камнями, закончил геологическую школу, затем геофак МГУ. Пока не грянула перестройка, работал в институте. А когда на науку стало не выжить, друзья пригласили в экспедицию на поиски самоцветов: апатитов, бирюзы, агатов, аметистов. В те времена «камушки» хорошо котировались за границей, — вспоминает «охотник»

Правда, в той первой его экспедиции к хребту Сихотэ-Алинь не все собирали земные камни. Некоторые искали исключительно небесные.

— Тогда в России этот бизнес только начинал развиваться. За границей же метеориты продавались уже давно и довольно успешно, — вспоминает Качалин. — Естественно, на той экспедиции я почти не заработал, хотя и нашел достаточно большой осколок Сихотэ-Алиньского метеорита весом 18 килограммов. Все продавали люди, имеющие выход на международный метеоритный рынок. Зато получил бесценный опыт.

А познакомились «охотники» в деревне Дронино Рязанской области, на месте падения Дронинского метеорита — одного из самых ближайших к Москве. Точнее, это даже не метеорит, а метеоритный дождь. Кстати, первый образец, как и в случае с Палласовкой, нашел обычный человек, грибник. С тех пор под Рязанью каждую весну проходит сбор всех «охотников за метеоритами» — своего рода начало сезона.

— Дело в том, что искать камни лучше всего весной, когда снег уже сошел, а трава еще не выросла. В противном случае приборы, а некоторые из них должны вплотную прикасаться к земле, просто ничего не учуют, — объясняют мужчины.

Слет метеоритчиков — почти как слет геологов: огромное количество примет, шуточных обрядов. Ну и горячительного.

— Первый метеорит обязательно нужно обмыть. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Рядом с Дронином есть небольшая водоотводная канава, в которой необходимо искупаться, как только находишь первый камень, — объясняет Дмитрий Нужненко. — А если не находишь, тоже нужно купаться — чтобы найти, на удачу.

Кстати, она в метеоритном поиске не будет лишней. Иногда можно несколько дней проходить и «вхолостую». У «охотников» вообще бытует поговорка: «метеорит нужно выходить».

Правда, бывает и наоборот.

— Один метеорит мы искали дня три. На четвертый к нашей команде присоединился знакомый. Сразу сказал: в первый день искать не буду, лучше отдохну. Так вот вылезает он, «отдохнувший», из палатки, чтобы сходить по малой нужде, проходит несколько метров и спотыкается о крупный метеорит. Возвращается обратно, собирает вещи и со словами «больше мне здесь делать нечего» уезжает.

Нашел — 20% отдай государству

— Неужели любой болид можно спокойно вывезти за границу, продать? Разве это не национальное достояние? — возвращаюсь я к теме об обороте камней.

— В России «невыездных» метеоритов нет. Да и в мире не так много. Наверное, единственные метеориты, которые не подлежат продаже, — это найденные в Антарктиде, поскольку материк заповедный, интернациональный. Впрочем, людям, которые могут позволить себе поездку туда, торговать метеоритами нет нужды. А что касается вывоза «камней» за рубеж, просто положить метеорит в баул и сесть на самолет, естественно, нельзя. Существуют определенные правила для вывоза метеоритного вещества. Сперва нужно написать заявление в Росохранкультуру. Там вас отправляют к эксперту, который пишет заключение, подлежит ли данный камень вывозу. Обычно, если это зарегистрированный метеорит, проблем не бывает. Потом вы платите госпошлину — обычно она составляет 5–10% от стоимости метеорита. И вперед — к иностранным коллекционерам.

Впрочем, сказать, что поиск метеоритов для «охотников» — это лишь способ заработать, будет неверно. Для большинства из них это хобби, приносящее небольшую коммерческую выгоду. И возможность помочь науке.

— В Российской академии наук есть коллекция внеземного вещества, которая должна постоянно пополняться новыми экземплярами. Правда, на то, чтобы отправлять сотрудников в экспедиции, деньги есть не всегда. А любой нашедший метеорит обязательно должен отдать 20% Академии наук. Так делают все «охотники». Зато в институте проведут экспертизу и зарегистрируют метеорит в международном каталоге.

Да и утверждать, что это безумно выигрышный бизнес, неверно. Ведь метеориты не хлеб, за ними очередь из покупателей не стоит. Зачастую экспедиция окупается в течение года-двух. А можно и вовсе приехать «на нулях».

Метеориты для магических нужд

Кто же покупает метеориты? Конечно же, основными «потребителями» небесного товара являются коллекционеры. На втором месте — обычные люди, желающие сделать оригинальный подарок. Ведь многие молодые люди обещают девушкам «достать звезду с неба». А метеорит и есть самая настоящая «звезда».

— Причем образовалась она 4,5 миллиарда лет назад. То есть фактически это самое древнее вещество во Вселенной, которое мы можем потрогать руками, — говорят мужчины.

Но иногда в магазин заглядывают и всякого рода поклонники сверхъестественного. По их мнению, метеориты обладают магическими свойствами.

— Однажды приходит к нам девушка, внимательно разглядывает камни, чуть ли не принюхивается к ним. Потом говорит: «А можно я потрогаю вот этот». Затем: «А можно посижу вот на этом, большом». А к концу «сеанса» она попросилась прийти завтра, уже на целый день: ауру поправить, — вспоминает «охотник» Качалин.

— А на днях заходила одна странная парочка, — подхватывает Нужненко. — Берут метеорит в руку и говорят: «Вот этот горячий, аж руки обжигает». «А этот, наоборот, холодный как лед».

Частенько сюда заходят не купить, а, наоборот, продать метеорит. Пока мы разговаривали с «охотниками», позвонили два человека, желающие сдать Челябинский метеорит. «Теперь к нам и в Академию наук камни ящиками попрут», — переглядываются «охотники». Дело в том, что, по их статистике, только каждый 200-й обратившийся приносит метеорит. Остальные же — обычные земные куски породы.

Кстати, оказывается, почти за всеми метеоритами нужен специальный уход. Ведь метеориты, как и любое земное железо, ржавеют. Впрочем, если вы не собираетесь продавать «гостя из космоса», можно просто протирать его средствами против ржавчины для автомобилей.

Челябинский метеорит