Бородатая певица Кончита Вурст: «Это была не только песня, но и послание!»

И над «Евровидением» взошла радуга. Музыкальный редактор "МК" Артур Гаспарян - из Копенгагена

Зрители и участники конкурса, включая всю нашу делегацию — с сестренками Толмачевыми, Филиппом Киркоровым, шведами-греками-португальцами и прибившимися журналистами, — шли в ангар бывшей судоверфи, трансформированной в гигантский концертный зал, высоко задрав головы, тыча в небо руками и цокая языками. Силы небесные явным «знаком свыше» развернули над ареной B&W в Копенгагене невероятной яркости, размера и красоты фантастическую радугу в день второго полуфинала «Евровидения-2014», когда в первый раз представляла свой конкурсный (и, как оказалось впоследствии, победный) номер нашумевшая «бородой раздора» Кончита Вурст. Причем не в переносном (не радужные флажки, шарики или какие-то там транспаранты ЛГБТ-активистов), а в прямом смысле — самая настоящая радуга всех цветов природного спектра и в самом настоящем небе. Инсталляция словно по заказу!

И над «Евровидением» взошла радуга. Музыкальный редактор "МК" Артур Гаспарян - из Копенгагена

Здесь, в Копенгагене, к сожалению (или к счастью!), почти вымерла порода городских сумасшедших и политических динозавров эры мракобесия, поэтому некому было объяснить доверчивым, наивным и возмутительно толерантным гражданам, что эта радуга в небе, да еще перед выступлением Кончиты Вурст, конечно, заговор «голубого лобби» в «смердящей» Европе. Поэтому люди пребывали в искреннем неведении, полагая, что сама природа радуется, посылая с небес на землю символические знамения, обсуждали это с шутками, прибаутками, с веселыми и беззаботными лицами — родители с детьми, женщины, мужчины, люди разных возрастов, полов, профессий, цветов кожи, волос, глаз и сексуальных ориентаций.

Зато, говорят, у нас в Москве на теледебатах, сопровождавших трансляции с континентального конкурса песни, накал страстей и истерия обличительной риторики были настолько запредельными, что удивительно, как обошлось без публичных актов экзорцизма — изгнания дьявола из духа и тела «греховного» «Евросонга». Но не менее удивительно, что принимаемые аксиомой, не требующей доказательств, установки о «традиционном консерватизме общества» рухнули как карточный домик, когда выяснилось, как проголосовала «наша Раша» в финале «Евровидения». Даже «обработанное» (насколько можно догадаться) профессиональное жюри (Маргарита Митрофанова, Доминик Джокер, Юлия Началова, Леонид Руденко, Сергей Жилин) наскребли в сумме для Австрии 11-е место, но подлинной сенсацией в этой «обстановке страха и морально-нравственного террора» можно считать 3-е место (!), которое телезрители России присудили Кончите Вурст. «Антигей-пропаганда», похоже, полностью провалилась, и итоговые 5 баллов голосов жюри и телезрителей (6-е место) перформансу «певицы с бородой» в российской «десятке избранных» можно сказать как-то подправили репутацию страны. «Народная дипломатия», не говоря уже о настоящем артистическом и человеческом подвиге сестер Толмачевых и всей российской команды, — что могли, то спасли общими силами. В ответ сами получили вполне заслуженное признание, в которое никто здесь почти не верил на фоне «политического контекста» из-за событий на Украине и роли России в них, расцениваемой в Европе, конечно, негативно.

Перед началом финала ставки России у букмекеров обрушились до 19-й позиции, и все, что оставалось делать для поддержания духа, — шутить между собой о том, что пора уже побить рекорд самого Филиппа Киркорова, занявшего когда-то 17-е место в 1995 г., самое низкое у России на «Евровидении». После конкурсных выступлений первым свои оценки объявлял Азербайджан, и когда телеведущая из Баку сообщила: «Наши 12 баллов уходят России!», — огромная арена выдохнула многотысячной глоткой оглушительное «буу» и затопала ногами. Малоприятное ощущение, но ежиться от него потом пришлось довольно часто, потому как, несмотря на все «буу» и топанья ногами, сестры Толмачевы то и дело отважно награждались высокими баллами — Беларусью (12), Грецией и Арменией (по 10), Грузией и Молдовой (по 8). «По мелочи» (что не объявлялось, а вносилось в таблицу автоматически) накидали Литва с Македонией (по 6), Мальта (5), Украина (4), Израиль (3), Латвия и Португалия (по 2), Эстония (1). В общей сумме 89 баллов — и 7-е место!

В автобусе, который вез с арены в гостиницу нашу уставшую, но счастливую делегацию, Филипп Киркоров встал в проходе и произнес речь. «На «Евровидении» нет второго, третьего или десятого места, это знают все, здесь есть только победа, — сказал он, — но при этом я должен сказать, что в этой, очень сложной для нас ситуации мы сделали невозможное!», — и воздал отдельную хвалу Насте и Маше, «нашим ангелочкам, на плечи которых легла и ответственность, и самое большое испытание, которые они блестяще, достойно и мужественно вынесли на своих еще очень юных плечах, мы все можем гордиться нашей работой и результатом». Автобус громко аплодировал, а Филипп дотошно объяснял, что у нас сложилась прекрасная интернациональная «команда мечты», благодаря которой — в том числе — мы тоже получили серьезную поддержку, а потом мечтательно заметил, что, если бы не выпали в этом году из конкурса его вторая родина Болгария и Сербия, «которая всегда голосует за Россию», наш результат был бы еще лучше.

***

Тем временем Кончита Вурст, собрав 290 баллов и не сдерживая слезы радости, принимала поздравления с победой. Каждое сообщение о баллах от той или иной страны для Австрии, как и сам номер-символ Rise Like a Phoenix («Возродиться, как Феникс»), вызывало на арене громоподобную овацию. Массовый восторг превзошел по степени шума, экзальтации и ажиотажа, пожалуй, все, что прежде видело и слышало «Евровидение». При этом совершенно нельзя сказать, что это было самое экзальтированное, эпатажное или скандальное выступление в истории конкурса. Были вещи и позабористее. А здесь — певица в роскошном вечернем платье простояла столбом три минуты, не ерничала, не носилась, не кривлялась, а просто пронзительно и с чувством исполнила достаточно традиционную, хотя и очень красивую эстрадную балладу. Ах да — борода! Певец Том Нойвирт, придумавший для себя сценический образ «певицы с бородой», ткнул пальцем в небо и попал в десятку. «Борода раздора» стала символом нынешнего «Евросонга», пол-Копенгагена ходило в эти дни с накладными сувенирными бородами. Скептики ворчали — без бороды или с бородой, но не в платье у певца, если бы он выступал, как Том Нойвирт, с этой же песней, не было бы шансов. Оппоненты возражают, что без этой «шикарной песни и такого чувственного номера» не помогла бы ни борода, ни платье. Споры будут продолжаться еще бесконечно, но Кончита — победитель и обошла на финальном вираже и голландцев, и шведов, которым тоже прочили победу, но только лишь потому, что «австрийский исход» казался уж слишком очевидным, прямолинейным и предсказуемым. А всем хотелось интриги!

На пресс-конференции Кончита Вурст эмоций не скрывала: «Для меня моя мечта сбылась. А для общества (эта победа) показала, что люди хотят идти вперед, смотреть и верить в будущее, поэтому мое выступление было заявлением и посланием — давайте менять мир, делать его лучше, менять мышление и открывать сознание. Мы летим к звездам, но на этом захватывающем пути пока только остановились на Луне! Впереди еще долгая дорога!».

Насчет долгой дороги — это правда! Все продолжится в следующем году в Австрии (место будет объявлено позднее, все надеются на Вену, но там много музыкальных городов, включая родину Моцарта Зальцбург), и воззвание к «открытому мышлению» тоже символически (так же как и радуга над ареной в день выступления Кончиты) совпадет с большим юбилеем — 60-летием «Евровидения».

Сестры Толмачевы: «Будем улыбаться!»

Сестер Толмачевых после завершения финала обступили в пресс-центре наши журналисты. Настя и Маша вместе со своим автором, учителем и наставником на «Евровидении» Филиппом Киркоровым готовились выйти в поздний час на связь с московской телестудией. В отличие от победительницы Кончиты Вурст, не сдержавшей слез, было видно, что глаза у сестренок, что называется, на мокром месте, но они изо всех сил крепились, не хотели показать «слабину» и смогли-таки не расплакаться. С какой-то материнской теплотой и сами чуть не плача смотрели на них стоявшие рядом две «наши» шведки-бэк-вокалистки. Мы обсуждали, как некоторые музыкальные «критики» приняли их сочные и блестящие подпевки за фонограмму.

— Мы так благодарны всем, кто с нами работал и помогал нам, — говорили Настя с Машей. И спасибо всем, кто нас поддерживал.

— Как вы оцениваете свой результат, девочки?

— Конечно, мы хотели и были готовы к победе, но понимали, что ситуация сложная, но были абсолютно спокойны и на самом деле очень довольны результатом. Считаем, что отработали нормально. И мы очень рады, что благодаря Филиппу Киркорову получили бесценный опыт, его уроки, поддержку. Нам было очень интересно и приятно с ним работать.

— Недобрый гул в зале, когда объявляли оценки для России, вас не испугал?

— Такая реакция в зале была не очень приятна, но зато это делало нас сильнее. Но, честно говоря, лично на себе и по отношению к нам особого негатива мы не чувствовали. А Россия — великая страна, и у нас все будет хорошо.

— Думали уже о планах после «Евровидения»?

— Знаете, поедем домой, будем сперва отсыпаться и набираться сил. Мы очень устали. А потом снова будем радовать людей своими песнями и улыбками.

— Филипп говорит, что бог любит троицу — и поэтому у вас впереди еще одно «Евровидение», после детского и взрослого…

— Ой! Мы бы с большим удовольствием. Нам действительно понравилось, как бы ни было тяжело, и это большой и интересный опыт для нас. Конкурс есть конкурс. Здесь побеждает сильнейший, и мы признаем и уважаем сегодняшний результат.

Филипп Киркоров: «Уважайте победителя!»

Филиппу Киркорову тем временем как человеку, сцементировавшему нынешнюю «еврокампанию» с песней Shine, международной «командой мечты», в которой и греки, и шведы, и португальцы, и мальтиец, предстояло дать самую главную оценку — поп-королевскую:

— Да, мы проиграли, но в данном случае достойно проиграли. Такой проигрыш равноценен победе. Это, пожалуй, самое тяжелое для меня «Евровидение». Помню, что непросто было в Финляндии в 2007-м, когда мы с Колдуном представляли Беларусь. Думали тогда, что не самое лучшее отношение к Белоруссии, ее президенту скажется и на отношении к нам. Но то, что было там, это цветочки по сравнению с тем, что мы испытали сейчас. Можно сказать, мы проскочили тогда на радости всеобщей эйфории и заняли шестое место, которое, кстати, от Белоруссии с тех пор так никто и не побил. Я знал, что сейчас все непросто, но такого проявления агрессивной недружественности к стране даже не ожидал. Статьи, газеты. Я даже написал руководству конкурса официальное письмо, чтобы на концерте ведущие все-таки напомнили публике во время объявления перед номером, что на сцене стоят все-таки артисты, а не политики или президенты. И они сделали это. Все же понимают, что они ни в чем не виноваты. И наши артистки действительно у всех вызывают только позитивные эмоции. Поэтому и было такое позитивное голосование в итоге и несмотря ни на что. Очень не хочется, чтобы начало их взрослой творческой жизни ассоциировалось с каким-то злом, хотя у них уже и был красивый дебют и победа на детском «Евровидении», когда им было по 9 лет. Такое в нашей истории часто бывало — сколько раз, еще во времена СССР, те же наши спортсмены завоевывали золотые медали на рычащем стадионе. А то, что такое сейчас пришлось преодолевать двум совсем юным девочкам — мне немного обидно и жалко. Причем именно тогда и в тот год, когда все так замечательно сложилось — и номер красивый, и они такие милые, и так грамотно, «по-евровидийному» все сделано. В любой другой год мы бы даже не сомневались, например, и не волновались, пройдем ли из полуфинала!

— В Европе — негатив в адрес России, в России — негатив в адрес победителя конкурса. Кажется, все и всеми недовольны…

— Я уже сказал в эфире — давайте уважать победителя! Несмотря ни на что — с бородой он, не с бородой, женщина, мужчина. Не важно! Это конкурс. Европа в этот раз проголосовала так. Может, это протест против каких-то наших взглядов, в России. Может, нам стоит задуматься о том, чтобы не относиться так категорично к некоторым чувствительным вещам. В какой-то степени это, может, и вызов Европы нам. И бог с ней, с Кончитой Вурст. Как можно такие фразы и слова произносить, которые произносит Милонов?! Это просто неприлично! По-разному можно относиться к людям, артистам, национальностям, сексуальной ориентации, но никто не имеет права просто откровенно хамить, да еще на федеральном канале. Разжигать национальную рознь, ненависть между людьми. Я удивлен, что до сих пор никто не поднял этот вопрос. Это отвратительно! Ну и, конечно, надо понимать, что настоящие победители для нас — это вот эти два замечательных ангела, Настя и Маша, которым было очень тяжело и которым на самом деле мы сейчас даже обязаны. Они очень достойно справились.

Копенгаген.

На «Евровидении-2014» победу одержала бородатая певица из Австрии

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру