Желтым машинам дают зеленый свет

Московские таксомоторы приобретут новый имидж и сравняются по доступности с общественным транспортом

В далеком советском прошлом поездка по городу на фирменном городском такси казалась настоящим шиком. Просторная «Волга» величественно выделялась среди рядового среднестатистического автопарка, а водительское искусство автомобилиста определялось емким и исчерпывающим сравнением «как таксист». Сегодня этот образ классического городского автоперевозчика кажется безвозвратно утерянным, но это совсем не так. Во всяком случае, в мэрии считают, что желтые автомобили с шашечками станут полноценной частью общественного транспорта и предоставят достойную альтернативу любителям поездок на личных авто.

Московские таксомоторы приобретут новый имидж и сравняются по доступности с общественным транспортом
Фото Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы: Е.Самарин

Такси — это такая же визитная карточка города, как архитектура, памятники и достопримечательности. В Лондоне, Нью-Йорке, Париже такси обладают своим неповторимым колоритом и в то же время имеют общие черты. Это — удобство, безопасность, оперативность, финансовая предсказуемость. Все, кому довелось перемещаться по городу, например, на лондонских кэбах, обязательно вспомнят, насколько это увлекательный и впечатляющий процесс. В Москве ситуация с индивидуальными перевозчиками складывается, увы, не так гладко. Почти притчей во языцех стала фраза водителя на ломаном русском языке «Дарогу пакажешь?» или истории о том, как проржавевший, явно приговоренный к списанию автомобиль, треща и вибрируя, угрожал заглохнуть едва ли не прямо в момент поездки. Все эти реалии частных московских перевозок здорово подпортили имидж столичного такси. Более того многие горожане продолжают рисковать, пользуясь услугами нелегалов: они считают, что альтернативы вездесущим бомбилам до сих пор не существует — ни по цене, ни по оперативности «подбора» водителя. Однако на деле это уже не так.

В течение последних лет столичные власти последовательно продвигают идею по созданию нового городского такси — доступного, узнаваемого, предсказуемого, комфортного и современного. Такого, как в Нью-Йорке или в том же Лондоне. Начало процессу легализации положили на федеральном уровне — с 1 сентября 2011 года в соответствии законом № 69-ФЗ «О такси…», заниматься извозом пассажиров могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица, обладающие специальным разрешением. Закон предписывал оснастить автомобили таксометром и узнаваемой атрибутикой — цветографической схемой и фонарем оранжевого цвета, не реже, чем раз в полгода проводить техосмотр. Садиться за руль такси разрешалось водителям со стажем не менее 3 лет.

Московские власти пошли дальше: с 1 июля 2013 года городским извозчикам предписали обзаводиться автомобилями только желтого цвета. Исходили из того, что такси должно стать узнаваемым, получить единый стиль, а заодно выделиться из тысяч других четырехколесных, практикующих индивидуальные перевозки.

Департамент транспорта города Москвы считает важным наличие не только этой составляющей. В частности, московские такси в обязательном порядке должны быть оснащены небольшими терминалами, принимающими к оплате банковские карты и выдающими чек, климатическим оборудованием (кондиционером), а в дальнейшем — детскими креслами. Начиная с сентября прошлого года желтые перевозчики получали ряд преференций, которые практически возвели их в ранг общественного транспорта. В частности, в порядке пилотного проекта такси желтого цвета, с желтыми номерными знаками разрешили пользоваться выделенными полосами на городских магистралях, а также выделили место для спецстоянок.

Несколько лет назад городские власти представили на суд общественности концепцию развития городского такси. В целом красивая идея встретила самый позитивный отклик среди потенциальных клиентов городских перевозчиков, а вот в среде практикующих таксистов подверглась жестокой критике. Главным образом потому, что никто не верил в возможность полностью очистить город от нелегалов, а о честной конкуренции с «серыми бомбилами» не могло быть и речи.

– Городское такси должно развиваться вместе с остальным городским транспортом Москвы, стать его неотъемлемой частью. Легализация и модернизация такси позволит значительно повысить транспортную доступность города, — разъяснил суть задачи руководитель департамента транспорта столицы Максим Ликсутов. — Сегодня мы благоустраиваем специальные стоянки для такси. Кроме того, легальные городские такси в качестве пилота уже могут ездить по выделенным полосам на московских дорогах, минуя пробки. В то же время, Департамент транспорта Москвы планирует вводить новые требования для таксомоторных компаний. Мы ограничим количество разрешений, чтобы сделать рынок перевозок такси прогнозируемым и конкурентным. Более того, в будущем в Москве может появиться единая сетка тарифов такси. А пока мы предлагаем легальным таксистам сделать наклейку на заднюю дверь машины со своими тарифами. Так пассажиры заранее будут знать, сколько стоит посадка, и сколько стоит километр поездки. Такие же наклейки должны быть размещены внутри салона: тариф, фото и ФИО водителя, номер лицензии и машины. Считаем также, что очень важно, чтобы к водителю предъявлялись определенные требования. Московский таксист должен сдать экзамен на знание города, русского языка и технического оборудования автомобиля (таксометра, кассового аппарата, навигатор и т.п.).

Такси. Цифры и факты

В ноябре 2013 года было проведено исследование о том, как работает сегодня московское такси: когда и куда ездят пассажиры, сколько таксисты берут за свои услуги и на каких машинах выполняют заказы. По данным сервиса, ежемесячно московские таксопарки и диспетчерские службы выполняют около 3 млн. заказов. Среди москвичей немало постоянных пользователей такси. 90% пассажиров пользуются такси для поездок по городу или в ближайшие пригороды, 5% пассажиров ездят на такси только в аэропорт и обратно, остальные 5% в течение месяца успевают воспользоваться такси для поездок и по городу, и в аэропорт.

Примерно половина всех поездок на такси начинается и заканчивается за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК). Таких поездок много и утром, и днем, и вечером. Для поездок по центру города такси чаще заказывают по будням в дневное время суток. В выходные доля поездок по центру города снижается, а по отдаленным районам — растет. Особенно сильно в выходные увеличивается число поездок за МКАД: каждый седьмой маршрут начинается или заканчивается за границей кольцевой. Среднее расстояние поездки днем по будням составляет около 13 км, а в выходные и ночью — 17,5 км. Автопарк такси представлен, главным образом, автомобилями трех марок — Chevrolet, Ford и Renault. Каждый девятый заказ обслуживали автомобили Ford Focus. По данным исследования, средняя стоимость поездки по городу в будни по тарифу класса «Эконом» составляет 560 рублей, а по тарифу класса «Бизнес» — 1020 рублей. Большинство таксопарков включает в минимальный тариф 30 минут поездки за 400-450 рублей. По будням в вечерний час пик почти треть стоимости поездки приходится на простой в пробках. Переплата за одну поездку средней продолжительности по тарифу «Эконом» в это время составляет примерно 180 рублей. В сентябре 2013 года пассажиры московского такси переплачивали из-за пробок в общей сложности около 6 млн рублей каждый будний день и около 3,5 млн рублей каждый выходной.

На пути к цивилизованным таксомоторам

В марте 2014 года на одном из заседаний Правительства Москвы департамент транспорта представил отчет о том, как осуществляется реформа городского такси в Москве. Цифры и данные наглядно продемонстрировали динамику изменений, произошедших в отрасли индивидуальных перевозок с 2011 года по настоящее время. За этот период с таксомоторного рынка ушло более 20 тысяч нелегалов, было выдано порядка 40 тысяч разрешений на легальный извоз, причем более 6 тысяч разрешений получили владельцы автомобилей с желтым цветом кузова и желтыми номерами. Такие авто в качестве пилота уже сегодня имеют право беспрепятственно пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта, а, стало быть, оперативнее и быстрее развозят по городу клиентов. Кроме этого заработали автоматизированные линии и специализированные стоянки на железнодорожных вокзалах. Сегодня доступ легальных таксомоторов обеспечен на шести московских вокзалах — на Киевском, Ленинградском, Ярославском, Казанском, Павелецком и Курском. После завершения реконструкции спецстоянки оборудуют на Белорусском и Рижском вокзалах, а после завершения строительства метро — на Савеловском. В ближайших планах — обеспечить свободный доступ такси на территорию аэропортов Московского авиаузла.

Стоянки такси появились и на обычных улицах Москвы. В 2013 году было обустроено 373 стоянки на 1390 машиномест, 63 из них расположились в платной зоне. ГИБДД по инициативе московского департамента транспорта внесли изменения в ПДД, которые запрещают стоянку личных транспортных средств на стоянке для такси. Немало подвижек было сделано и в бумажно-разрешительном секторе. Власти максимально упростили процедуру получения «желтых номеров», перевели в электронный вид получение и аннулирование разрешения на таксомоторную деятельность. Кроме того, город выдает субсидии тем легальным таксистам, которые приобрели автомобиль в лизинг, в этом году эта процедура стала еще проще.

Параллельно с легализацией такси правительство города продолжило борьбу с нелегальными перевозчиками. Во всех округах города получили распространение специальные мобильные группы (в минувшем году их было создано 11), куда входили сотрудники УФМС, МВД и Госавтонадзора. Они выявляли места стоянок «бомбил», составляли базы нарушителей, выписывали штрафы, перемещали автомобили на штраф-стоянки. За период с февраля 2013 года по февраль 2014 было «арестовано» 5675 автомобилей «серых извозчиков», 11792 бомбил получили протоколы об административном правонарушении.

В идеале – желтый центр

Москвичам еще предстоит освоиться с новой функцией такси как полноценного и общедоступного городского транспорта. Пока московский центр не слишком изобилует желтыми машинами. В том же Нью-Йорке их несопоставимо больше. Легко представить, как на улицах города, стоит только вскинуть руку или подойти к месту дислокации такси, сразу найдется несколько водителей, готовых немедленно отвезти пассажира, куда его душе угодно, причем за фиксированную и приемлемую плату. Чистая, технически исправная машина, опытный и профессиональный водитель, оптимальный маршрут, поддержка call-центра, куда можно заявить о пропаже вещей или обратиться с любыми пожеланиями, свободный доступ к Wi-Fi, фиксированная стоимость, чек в конце поездки. Пока подобные условия кажутся чем-то нереальным, тем не менее, именно такую модель закладывает для развития московского такси столичная мэрия. Для людей, не желающих мириться с поездками на общественном транспорте, новое такси станет вполне приемлемой альтернативой. Отсюда — снижение транспортной загруженности в центре города, новый формат городского пространства. Сделать правильный выбор заставит сама жизнь, ведь желтые автомобили буквально заполнят стоянки центральных улиц. По предварительным расчетам, Москве требуется 55 тысяч единиц такси. Если вспомнить, что уже сегодня выдано около 40 тысяч разрешений на таксомоторную деятельность, то легко спрогнозировать, когда индивидуальное такси переживет новый виток популярности.

«Когда вступил в силу новый Федеральный закон, мы и не мечтали, что в Москве появится 40-тысячное такси. Сегодня по количеству машин такси мы вышли на уровень Нью-Йорка и превысили уровень такси в доперестроечной, советской Москве, — отметил мэр Москвы Сергей Собянин на мероприятии, посвященном выдаче 40-тысячной лицензии на работу такси. - Возрождение цивилизованных перевозок такси является одним из ключевых направлений программы «Развитие транспортной системы Москвы на 2012 — 2016 годы». Мы будем продолжать работать над тем, чтобы такси чувствовало себя всё более и более комфортно. Это означает — будем выделять стоянки для машин, наводить порядок возле железнодорожных и авиационных вокзалов, давать возможность проезда по выделенным полосам для общественного транспорта, способствовать покупке новых машин и наводить порядок с нелегальными таксистами», — пообещал Сергей Собянин.

Ну и последнее, о чем хотелось бы упомянуть, касаясь преимуществ легального такси, это работа городских перевозчиков в случае непредвиденных, чрезвычайных ситуаций. На памяти всех москвичей случай теракта в аэропорте Домодедово, когда столичные бомбилы взвинчивали цены до 20-30 тысяч за поездку. Для легальных таксистов такой способ заработка, конечно же, нонсенс. Уже сегодня крупнейшие таксомоторные компании Москвы подтвердили готовность работать в случае ЧП на безвозмездной основе: при чрезвычайных ситуациях водители бесплатно или по минимальной цене будут доставлять пассажиров и пострадавших. Соответствующий договор с мэрией уже подписан.

В 2014 году на развитие легального городского такси московское правительство выделило почти 100 миллионов рублей – это субсидии для тех, кто купил автомобиль в лизинг; представители рынка заинтересованы в том, чтобы развиваться и получать их. «Мы ожидаем, что в этом году более 15 тысяч таксистов получат разрешения на таксомоторную деятельность, будут активнее участвовать в создании московского рынка легальных такси. Новые официальные таксисты смогут повысить качество таксомоторных перевозок в лучшую сторону и сделают его цивилизованным», — сказал руководитель транспорта Москвы Максим Ликсутов.

Татьяна Владимирова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру