Рак: найти и уничтожить

Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ: «Объемы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи россиянам в 2015 году будут увеличены более чем на 30 млрд рублей»

Вопросы медицинского обслуживания волнуют (без преувеличения) каждого жителя нашей страны. Вокруг гуляет немало слухов о том, что в связи с вооруженным конфликтом на Украине, с финансовыми расходами на присоединенный Крым у России не хватит бюджетных средств на полноценное лечение граждан. Будто бы сокращение денежных вливаний предполагается не только на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), но даже на лечение онкологических больных. Так ли это? И что ждет россиян в связи с переходом многих видов медицинской помощи в систему ОМС? 

Министр Вероника Игоревна СКВОРЦОВА дала разъяснения «МК».

Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ: «Объемы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи россиянам в 2015 году будут увеличены более чем на 30 млрд рублей»

— Вероника Игоревна, с 2015 года вся высокотехнологичная медицинская помощь будет оказываться в рамках системы обязательного медицинского страхования. Не приведет ли это к снижению объемов и качества лечения, ведь тарифы ОМС на эти дорогостоящие виды помощи в регионах существенно меньше федеральных квот?

— Некоторые эксперты прогнозировали снижение объемов и доступности высокотехнологичной медицинской помощи уже в этом году в связи с тем, что самые растиражированные ее виды, широко применяемые не только в федеральных, но и в региональных медицинских центрах, с 1 января 2014 года были погружены в систему обязательного медицинского страхования. А это некоторые методы в гастроэнтерологии, эндокринологии, неонатологии, операции коронарографии, стентирования сосудов сердца, эндопротезирования суставов и др. — всего 459 видов из зарегистрированных 1466. Но прогнозы не оправдались. Опыт показал, что все сделано абсолютно правильно.

Уже за первую половину 2014 года высокотехнологичную медицинскую помощь получили на 31 тысячу пациентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. На сегодняшний день пролечено с применением высоких технологий 80 тыс. больных, которым ВМП оказана за счет средств ОМС. Нам удалось не только нарастить объемы этой помощи россиянам, но существенно увеличить тарифы на действительно сложные ее виды, подвести тарифы к себестоимости технологий. И теперь не может быть речи, что государство что-то оплачивает не в полном объеме и медучреждениям не хватает средств на закупку расходных материалов или чего-то еще.

— Чего россиянам ждать в 2015 году? Правда ли, что объемы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи из федерального бюджета будут снижены? (Об этом сообщили некоторые СМИ.)

— Напротив. Объемы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи будут увеличены. Если в этом году было выделено 50 млрд рублей, то на будущий год (и это согласовано с Министерством финансов) — 82 млрд рублей. Это существенное увеличение. А значит, удастся пролечить с применением высокотехнологичных методов значительно больше пациентов, кому такая помощь необходима.

— И медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями в будущем году не будет урезана, о чем сейчас вовсю говорят?

— В прошлом году была ситуация, когда высокотехнологичная помощь включала оплату только за первый курс химиотерапии после операции или после курса лучевой терапии. Остальное оплачивалось из региональных бюджетов. С этого года тариф рассчитан полностью на всю химиотерапию, на необходимое количество курсов, в том числе для впервые выявленных больных. В настоящее время химиотерапия на койке дневного стационара бесплатна для больных за счет средств страхования на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, за пределы квот мы вывели 459 высокотехнологичных методов лечения, и эта помощь сейчас оказывается, полностью закрывая потребности населения. Оставшиеся 1007 методов лечения со следующего года будут также погружены в ОМС. Но эти методы не столь растиражированы, и оказывают их преимущественно в федеральных медицинских центрах. И для того чтобы не снизилась их доступность, в системе ОМС вне территориальных программ мы формируем федеральный сегмент. Из этого фонда по единым тарифам для всей страны будет осуществляться финансирование этих видов медицинской помощи. Причем не только федеральных центров, но и региональных, которые по уровню сравнимы с федеральными.

— Вы коснулись только химиотерапии, что касается лечения онкологических больных. Но, как известно, смертность от рака в нашей стране по-прежнему очень высока. И она даже растет. С чем это связано? И какие меры в этом направлении будет принимать Минздрав?

— Многие онкологические заболевания излечимы на ранних стадиях. Поэтому для эффективного их лечения важно как можно раньше обнаружить патологию. За последние два года выявляемость онкологических заболеваний увеличилась почти в два раза — за счет активно внедряемого скрининга, обследований на эти заболевания в рамках диспансеризации. На втором, более углубленном этапе диспансеризации врачи назначают методы эндоскопического исследования — колоноскопию, гастроскопию, другие сложные диагностические исследования — контрастную компьютерную томографию, магнитную резонансную томографию.

Нужно добиться того, чтобы до 30% обследуемых в рамках диспансеризации пациентов направлялись (по показаниям) на второй, углубленный этап. И тогда можно получить действительно раннюю выявляемость на стадиях, когда онкологические заболевания хорошо лечатся. В нашей стране показатель ранней выявляемости на первой и второй стадиях пока еще невысокий. И по регионам он различается. В среднем по итогам 2013 года он составлял 55%, а должен быть не менее 70%.

Сейчас мы стараемся наращивать мощности, чтобы как можно быстрее пройти этот путь и добиться положительного результата. При этом важно понимать, что диспансеризация — это только первый шаг. Следующий шаг — организация полноценного диспансерного наблюдения. В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения пациенты со злокачественными новообразованиями должны наблюдаться у онколога, а не у участкового терапевта, как, к сожалению, это происходит во многих поликлиниках страны. Таким образом, наша задача еще раз пересмотреть и выстроить систему раннего выявления, наблюдения, маршрутизации больных в зависимости от локализации процесса и стадии заболевания. И обеспечить полную доступность такой помощи больным. Хочу подчеркнуть: никаких финансовых препятствий для этого не существует.

— И все же сегодня в регионах тарифы на оказание одних и тех же видов высокотехнологичной медицинской помощи различаются в разы. Можно ли при этом гарантировать ее качество?

— В регионах в течение ряда лет не существовало единых подходов к формированию нормативов медицинской помощи. Так, в 2008–2009 годах тарифы в системе обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в отдельных случаях различались в 25 раз! Этот разрыв несколько сократился в 2011 году, однако стоимость стационарной медпомощи все еще отклонялась от расчетного норматива в 64 регионах более чем на 50%.

Но в 2013 году в результате принимаемых на государственном уровне мер впервые территориальные программы ОМС стали бездефицитными по отношению к нормативу. При этом значительно сократились различия в величине тарифов на оказание одного и того же вида медицинской помощи. Уже в 76 регионах эта разница составила менее 20%.

— Вероника Игоревна, сегодня у всех на слуху сокращение сроков стационарного лечения больных. Пять дней в больнице— и на выход. Но население нашей страны стареет, а значит, болезни у пожилых людей по определению усугубляются. Что планируется в этом смысле?

— В течение ближайших 4–6 лет будет осуществляться переход на систему финансового планирования и оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп заболеваний. В мировой практике это признано наиболее эффективным и экономичным методом. Внедрение в 2013 году оплаты медпомощи на основе клинико-статистических групп в российских регионах уже позволило сократить сроки пребывания больных в стационарах, расширить применение стационарзамещающих технологий в условиях дневных стационаров, включая амбулаторную хирургию. И при этом удалось обеспечить достаточно высокий уровень качества медицинской помощи.

СПРАВКА "МК"

В России сегодня зарегистрировано 1466 методов высокотехнологичной медицинской помощи. Из них 459 с 2014 года переданы в систему ОМС. Это самые растиражированные методы, которые в настоящее время выполняют около 400 медицинских организаций регионов и более 200 федеральных медицинских центров. С 2008 по 2013 год только федеральными центрами высоких медицинских технологий выполнено 135 618 операций. Всего в 2014 году в плановом порядке ВМП была оказана 555 512 пациентам. За первое полугодие пролечены 280 513 пациентов (50,4%), что на 30 928 человек больше аналогичного периода прошлого года. В том числе в федеральных медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета пролечены 143 894 (54,3%) больных. За счет средств ФОМС — 80 380 (58,4%) больных.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру