Из амбициозной молодежи выкачивают деньги под видом курсов делового лидерства

Секта золотого тельца

25.09.2014 в 19:39, просмотров: 12870

Бизнес-тусовки стали такой же привычной частью столичной жизни, как посещение кафе или учеба в автошколе. Каждый день в столице проходят десятки, если не сотни подобных событий: от деловых тренингов до специальных вечеринок, где можно завязать полезные контакты. Стоит оставить свою визитку — и вскоре ваш почтовый ящик переполнят приглашения на всевозможные курсы, итог которых, как обещают их организаторы, — приобретение завидного состояния. Приманка в виде материальных благ породила явление, которое некоторые уже прозвали «бизнес-сектами». И нередко попадается в сети молодое поколение, у которого нет иммунитета от процветающих в 1990-е финансовых пирамид.

Из амбициозной молодежи выкачивают деньги под видом курсов делового лидерства
фото: Роман Орлов

Светлана — владелица компании по производству садовых удобрений, в прошлом химик-технолог. Современная деловая женщина, которую, казалось бы, трудно застать врасплох. И она уж точно не ожидала, что ее дочь — девушка с высшим образованием, знанием иностранных языков и престижной должностью — может оказаться втянутой в пугающую криминалом историю.

— Я видела, что последнее время у Иры наступила какая-то апатия, — вспоминает Светлана. — Год назад она рассталась со своим парнем, но новых серьезных отношений пока не появилось. Работа стала казаться рутинной. Вот на таком фоне Ира записалась на выездной мастер-класс некой Академии победителей. Вернулась окрыленная: такие удивительные люди, такие активные, занимаются саморазвитием (и начитанные, и спортивные, и по углям ходят), все хотят вести собственный бизнес! Восторг был бурный, но я объяснила это себе тем, что Ира уже давно не ездила ни на какие дружеские вечеринки.

После выездного курса 25-летняя Ирина решила записаться на занятия академии в Москве. За блок из восьми онлайн-уроков предлагалось заплатить 300 долларов. Девушка менялась буквально на глазах.

— Вокруг — сплошное быдло: вкалывают за копейки, а мозги включить лень, — просвещала Ира домашних. — Надо учиться у богатых, успешных людей.

Мать Иры из числа «авторитетов» оказалась быстро исключена, поскольку ее квартира, дача, автомобиль и даже купленные в Болгарии апартаменты — ничто в сравнении с состояниями миллионеров. Раздражали девушку и попытки Светланы отрезвить ее элементарным вопросом: благодаря чему она рассчитывает озолотиться? Кроме разговоров о саморазвитии и «пробуждении» сверхспособностей, конкретного дела не просматривалось.

Прозанимавшись месяц, Ира уволилась с работы в банке и перенесла всю свою активность в Интернет. В соцсети она продолжила агитацию в пользу богатых и с энтузиазмом призывала друзей вступить в удивительную академию, где их научат быть победителями. Не заметить крен Ирины в новую «религию благосостояния» было настолько сложно, что знакомые стали звонить Светлане и аккуратно интересоваться, все ли с дочкой в порядке.

Вызов Биллу Гейтсу оказался непринятым

Новым кумиром Иры, идейным вдохновителем Академии победителей оказался Владимир Довгань, известный в 1990-е предприниматель (собственное ТВ-шоу, именная водка с портретом на этикетке, компании, акции которых меняли на ваучеры). Одни с пиететом называют Довганя «отцом русского сетевого маркетинга», другие кроют его на чем свет стоит.

Сам Довгань свои предложения привык преподносить как уникальные. Например, в 2001 году в газетной заметке под названием «Довгань бросает вызов Биллу Гейтсу» сообщается, что бизнесмен планирует вывести на международный рынок «новый фантастический продукт», о котором «известно пока только то, что он имеет отношение к Интернету». Прошло 13 лет. О том, чтобы российская компания затмила Билла Гейтса, вроде бы не слышно, но Владимир Викторович по-прежнему на коне.

Новый проект все в той же превосходной степени сообщает о «самом справедливом, самом стремительном, самом денежном и самом быстроразвивающемся маркетинг-плане в мире».

В чем же его суть?

Оказывается, пока родители по старинке нанимают репетиторов, чтобы их дети попали в престижный вуз, а управленцы платят солидные суммы за курсы МВА, «впервые в истории человечества группа энтузиастов-единомышленников (мы называем себя победителями) объединила генетическое стремление человека к истинным знаниям и страсть к богатству и славе».

Кафедра сверхуверенности ждет денег от будущих гениев

Чего в этой системе больше — обучения или страсти к богатству, — сразу и не поймешь. Но схема вырисовывается примерно такая. Академия — уникальное учебное заведение, где каждый любознательный ученик может стать одновременно одним из ее создателей с «пожизненным правом» преподавать и получать сверхприбыли. Принцип: «поучился сам — поучи других». Чему конкретно вас будут учить, исходя из маркетингового плана, сказать сложно. Но зато подробно описано, как можно обрести доступ к вознаграждениям.

Сначала вы покупаете некий онлайн-курс на срок от 1 до 12 месяцев по цене от $300 до $2400. Таким образом, вы становитесь «активным партнером»: за сколько месяцев заплатили, столько же времени в вашем распоряжении, чтобы собирать деньги «с товарооборота команды». То есть вы, вложив сначала собственные, к примеру, $300, активно начинаете привлекать новых желающих развить свои сверхспособности. Удалось — сразу получаете бонус «Большие и быстрые деньги», а по сути, вам возвращают часть денег от вашего подопечного. Постепенно вы поднимаетесь по захватывающей «карьерной лестнице», где есть мастера-основатели «команды дружбы и преданности пути», основатели «кафедры сверхуверенности» и даже «кафедры гениальности»! Заодно растет и прибыток, но вам уже недостаточно просто личной активности — для получения вознаграждения надо все больше вовлеченных вами «активных партнеров».

Соответствующая картинка иллюстрирует карьерные перспективы: на старте ваш месячный доход может составить $700, а на исходе года — уже $105 130, а общая сумма чудесным образом превращается аж в миллион долларов! При этом количество партнеров в команде должно дорасти уже почти до 4 тысяч. Не напоминает ли вам такой расклад популярные в прошлом веке финансовые пирамиды?

Но право учить и подпитываться за счет остальных просветленных все же не пожизненное. «Если партнер не делает активность (т.е. покупки от 300 долларов. — Авт.) ни разу в течение четырех месяцев подряд, к его организации применяется процедура компрессии. (…) Если у партнера отсутствуют любые закупки в течение 10 месяцев подряд, контракт с данным партнером аннулируется. (...) Но важно понимать… Мы все организовали не ради денег. (...) Вас всегда будут осуждать те, кто боится, те, кто завидует и ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь».

— Идет откровенная спекуляция фразами, — делится наболевшим Светлана. — Первым моим подозрением было, что дочь попала в секту. По крайней мере внешне это совпадало с теми признаками, которые описывают специалисты: лозунги, превозношение на первых порах, рассказы о единственно верном пути, отсечение от родственников — «кто не с нами, тот против нас», все разумные доводы воспринимаются в штыки. «Взносы» за полгода доросли до $1500 за видеокурс. Я обратилась в правоохранительные органы — никто даже не удивился, сказали, что все знают, держат под присмотром, но пока нет ограбленных или убитых — не имеют права вмешиваться.

фото: Наталия Губернаторова
«Вокруг — сплошное быдло: вкалывают за копейки, а мозги включить лень. Надо учиться у богатых, успешных людей», — внушают своей пастве организаторы бизнес-сект.

Торговля плюшевыми мишками ведет к просветлению

«В центре нашей Вселенной — сильнейшая на данный момент в России образовательная система». А это уже цитата с сайта другого сообщества, помогающего людям «массово, качественно и безвозвратно» создавать и развивать бизнесы. «Каждый третий участник делает результат, а значит, дельту не менее чем в 120 000 рублей за период обучения».

«За три года мы стали лидерами в сегменте бизнес-образования в России и странах СНГ», — просвещают тех, кто еще не в курсе. Хотя в деловой тусовке о «Бизнес-молодости» действительно наслышаны многие. Может, поэтому её представители сразу уточняют: «В Интернете много отзывов о том, что мы — это секта и развод, что мы обещаем легкий заработок в Интернете. Любой, кто слышал что-нибудь о нас, знает, что мы заставляем людей много работать...».

Мне тоже пришлось побывать на одной из встреч сообщества: была хорошая площадка, фуршет, танцы, медийные лица, выступление идейного вдохновителя Петра Осипова. Главный смысл его речи сводился к тому, что «хватит жаловаться на государство и требовать поддержки, надо меняться самим». Посыл разумный, зал реагирует с энтузиазмом.

Но... Как сказал один из менеджеров крупного российского банка, его коллега уволился после занятий в БМ, теперь торгует плюшевыми мишками, у другого тоже был большой запал, но в итоге сидит и без денег, и без дела. «Он пошел туда как сектант» — такое сравнение я слышала от каждого своего собеседника.

Предприниматель Степан Данилов рассказывает: «Узко про продажные навыки. Был на открытой многочасовой лекции и оказался поражен тем, что не было рассказано ничего из полезного, зато студенты с открытым ртом слушали про друга на Bentley и про личные забавные истории из жизни основателя. Существуют озвученные решения у некоторых компаний или предпринимателей — не брать в компанию людей, прошедших «Бизнес-молодость». Много людей, собеседовавших студентов, замечали значительную переоценку их возможностей и завышенные денежные ожидания».

В этой связи новым смыслом наполняется фраза одного из успешных выпускников проекта: «Предприниматели — это около 5% населения. Поэтому 95% обламываются».

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий РАННЕВ:

— Чтобы безошибочно определить качество учебного заведения и быть уверенным, что вас не разведут, надо убедиться, что школа давно существует на рынке, прочитать отзывы в Интернете. Учителя должны быть людьми с именем, людьми, которые сами чего-то добились и могут научить других. Если человек имеет реальный опыт работы и крупных клиентов — это одно. Если это фигура, про которую нет никакой информации, кроме обещаний сладкой жизни, обращаться смысла нет. Есть еще один момент — будьте занудой. Позвоните в офис и узнайте самую полную информацию, задавайте самые глупые вопросы, добивайтесь на них ответа. Узнавайте, сколько человек и куда устроились — вам должны рассказать про конкретные кейсы. Помещение должно быть в приличном месте, с хорошим ремонтом. Встречаться в дешевой закусочной точно не имеет смысла. Конечно, есть случаи, когда лохотрон действует годами, но в этом случае делается ставка на самых неграмотных людей, которые в свое время поверили в финансовые пирамиды и легко дают себя убеждать. Не зря у многих организаторов таких «школ» есть психологическое образование, и они легко вычисляют внушаемых и доверчивых людей. Не дайте себя обмануть, спрашивайте про конкретные примеры и смотрите на обстановку.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим КЛЯГИН:

— Качество различных курсов так называемого профессионального и личностного роста может варьироваться в широком диапазоне. При выборе тех или иных услуг дополнительного образования, безусловно, имеет смысл проверить у образовательной организации наличие необходимых лицензий и сертификатов и ознакомиться с отзывами о работе проекта. Отдельные программы могут быть достаточно компетентными, другие определенно представляют собой совершенно непрофессиональные проекты, ориентированные исключительно на получение прибыли.

Согласно различным экспертным оценкам, объем российского рынка платных образовательных услуг составляет около 300 млрд рублей. По нашим примерным оценкам, на долю сегмента дополнительного бизнес-образования приходится 15–20%, в общем объеме индустрии — около 45–60 млрд рублей. Краткосрочные программы обучения, и тренинги в том числе, по условным подсчетам, могут занимать около 15–20 млрд рублей.

Что касается последних тенденций, то, на наш взгляд, характерным трендом в условиях экономического спада выступает заметная коррекция рынка дополнительного бизнес-образования на фоне снижения спроса со стороны корпоративного сектора — основного потребителя услуг индустрии (60–70%). По оценкам некоторых наблюдателей и участников рынка, снижение в зависимости от сегмента варьируется в среднем в диапазоне 15–30% к уровням 2011–2012 годов. В период макроэкономической нестабильности многие компании, даже ориентированные на эффективное управление человеческим капиталом, не готовы в прежнем объеме финансировать обучение своих сотрудников.

На этом фоне многие профильные участники рынка частично пересматривают ценовую и ассортиментную политику, используют различные инструменты повышения лояльности целевой аудитории. Наблюдается тенденция к росту доли предложения в низком и среднем ценовом сегменте за счет расширения количества краткосрочных курсов или отдельных кейсов с целью стимулировать снижающийся спрос и поддержать трафик.