«Первое место досталось детскому саду «Эрудит» ( № 77) в Нижневартовске. Втрое – детсаду № 307 в Волгограде, третье - «Дельфиненку» (№72) в Железногорске, - сообщила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец. -. Эти дошкольные учреждения, по мнению опрошенных родителей, получили самые высокие проценты – около 60%. Однако, увы, преодолеть 75% не удалось ни одному из 4000 детских садов.
Организаторы пояснили, что рейтинг составлялся по результатам опроса родителей. Основные критерии оценки качества работы были предложены следующие: условия, созданные для ребенка в детском саду; оценка педагогического коллектива, работающего с детьми и наличие и качество дополнительных услуг (образовательных и не образовательных). «Родителям было предложено оценить многие параметры, - пояснила руководитель «Социального навигатора» Татьяна Тюрина. – Здоровье и безопасность детей, оборудование детских групп и уличных площадок, обеспечение игрушками и многое другое. И так как наш рейтинг создан специально для родителей, то и оформили мы его у нас на сайте в удобном виде – просто расставив звездность детским садам».
Для профессионалов же рейтинг дал развернутую аналитическую информацию.
«По-прежнему тяжелая ситуация с педагогическим составом, - констатирует факт Татьяна Волосовец. – Возраст воспитателей в основном предпенсионный, образование в основном — среднеспециальное. А такие сотрудники и болеют чаще, и повышают свою квалификацию на курсах крайне не охотно. Если так пойдет и дальше, то через 5 – 7 лет все сады России сядут в кадровую яму – старые выйдут на пенсию, а молодые педагоги не рвутся в детские сады».
На это обратила внимание и директор Института развития образования высшей школы экономики Ирина Абанкина: «Не идет молодежь в детские сады. И дело не только в зарплате, условия труда крайне непростые. Власти вкладывают деньги в кирпичи – строят сады, а педагогов — нет. Вводят новые места (в прошлом году эта цифра составила 420 000), а воспитателей больше не стало, так еще и сокращают постоянно количество помощников, урезают ставки. В группе по 30-35 человек, и воспитатель работает с ними зачастую с 8:00 до 18:00. И всю эту ораву надо два раза в день одеть, покормить, спать уложить. В таких условия происходит моментальное профессиональное выгорание. И дети тоже страдают. Ведь пока один взрослый оденет такую ораву, уделив каждому хотя бы по минуте, то в итоге все они стоят и парятся в раздевалке по полчаса».
Что касается неучастия Москвы в рейтинге, то эксперты отметили, что столичная система дошкольного образования в целом стала носить очень закрытый и не доступный ни для экспертов, ни для родителе характер. «Мы сейчас составляем рейтинг экономической эффективности детских садов, - рассказывает Абанкина. – И вообще не понимаем, как теперь оценивать столичные садики. Ведь с 1 сентября 2014 года в Москве юридически нет больше ни одного – все они теперь часть какого-нибудь образовательного центра. И как теперь понять какой педагог школьный, какой дошкольный? Кому сколько выделили средств? Кто ответственный за образовательный процесс – директор школы, или заведующий? Ничего не понятно».