Урезать к чертовой матери!

Злоба дня

Злоба дня

Лучше быть здоровым и богатым. Да вот только большинство населения России — бедные и больные. Когда-то, в далекие времена СССР, наша бесплатная медицина была пусть и не совсем бесплатной, но все же доступной. Все меняется. Здравоохранение должно быть эффективным — то есть по возможности зарабатывать за счет пациентов. Объем платных услуг в медицине у нас растет год от года, в то время как расходы государства на здравоохранение продолжают стремительно таять. И эти дыры вряд ли уже можно скрыть хитро составленными бодрыми отчетами, свидетельствующими, что с показателями оказания медпомощи у нас все прекрасно. Внимательный анализ показывает, что все это не так. Как подсчитали эксперты, сокращение бюджета здравоохранения в 2015–2017 годах обернется минимум тремястами тысячами, а в худшем случае — и полумиллионом дополнительных смертей в нашей стране.

По данным Ассоциации медицинских обществ по качеству медпомощи, расходы на здравоохранение из федерального и региональных бюджетов РФ с 2013 до 2017 годы сокращаются и будут сокращаться. Федерального — на 35% (с 515 млрд до 332 млрд руб.), региональных — на 7% (с 914,3 до 847,7 млрд руб.). Если применить международную систему, по которой расходы на здравоохранение оценивают по отношению к ВВП, то уже в этом году по сравнению с прошлым они упадут с 3,7% до 3,5% ВВП.

«Уровень 3,7% ВВП — это «бедное» здравоохранение. В «новых» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития, эти расходы в полтора раза выше — 5,4% ВВП, и ожидаемая продолжительность жизни там выше на 5 лет», — рассказывает ведущий эксперт в области здравоохранения, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова.

Взносы в Фонд ОМС на неработающее население в будущем году вырастут на 30%. Но дефицита средств в системе обязательного медицинского страхования даже эта мера не сможет покрыть. По данным Счетной палаты, дефицит бюджета ФОМС в 2013 году составил 26,1 млрд руб., в 2014 г. дойдет до 55 млрд руб. А к 2015 году, по прогнозам экспертов, вырастет уже до 225 млрд руб. — это 13% от всех планируемых расходов. Поэтому средств даже на выполнение помощи по Программе государственных гарантий, а также на увеличение зарплат медработников вряд ли хватит.

Кстати, согласно проекту Программы госгарантий на будущий год, рост подушевого норматива финансирования системы обязательного медстрахования приостановится. «А именно из этого расчета в среднем оплачивается бесплатная медпомощь для каждого гражданина с полисом. Мы понимаем все особенности экономической ситуации в стране, из-за которых был скорректирован подушевой норматив. Но при этом ни о каком росте средств из ОМС на 18%, о чем заявлялось недавно, не может быть и речи», — говорит директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» Эдуард Гаврилов.

Он напоминает, что в 2014 году в подушевой норматив за счет средств ОМС не входили расходы на скорую помощь. А в 2015 году — войдут. «Проект программы госгарантий ставит под сомнение возможность компенсировать все расходы медицинских организаций, включая рост зарплаты медработников. Регионы будут вынуждены сокращать медицинские организации и медицинских работников, уменьшать затраты по другим статьям расходов — на оплату коммунальных услуг, закупку лекарственных препаратов, перевязочных средств, питание больных. И вскоре мы снова услышим: «Эти лекарства купите, пожалуйста, сами, простыни и полотенца не забудьте принести с собой…» — полагает Гаврилов.

Кстати, для выполнения указа Президента РФ по повышению оплаты труда медработников субъектам РФ рекомендовали... сокращать объемы скорой и стационарной медицинской помощи, отчуждать здания государственных лечебных учреждений, снижать численность медицинского и немедицинского персонала, а также наращивать объем платных медицинских услуг. Итог: с 2011 по 2013 годы обеспеченность коечным фондом снизилась на 6%, врачами участковой службы сократилась на 8%, число зданий и сооружений здравоохранения уменьшилось на 15%. Зато объем платных медицинских услуг вырос на 31%.

Ну а в будущем продолжат сокращаться и объемы высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Уже в этом году многие центры, оказывающие ВМП, простаивают с весны или лета — квоты вычерпаны. В будущем году ситуация усугубится. Расходы на софинансирование ВМП из федерального бюджета для региональных учреждений упадут почти в 4 раза. А в дефицитных бюджетах субъектов РФ средства на софинансирование ВМП могут и не найтись, а значит, гарантии по оказанию высокотехнологичной помощи для 165,4 тыс. пациентов сомнительны. А ведь уже сегодня обеспеченность ВМП в нашей стране в 3 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС.

Но самое неприятное, что даже те скудные деньги, что есть, собираются тратить нерационально. «Вместо срочного решения первоочередных проблем по ликвидации дефицита медицинских кадров (40% от норматива в первичном звене) и повышения их квалификации (показатели качества медицинской помощи в 3 раза хуже, чем в развитых странах) расходы по этим статьям в государственной программе «Развитие здравоохранения» с 2013 по 2017 годы снижаются в 2,5 раза! А ведь без решения этих базовых проблем никакие другие меры в здравоохранении не будут эффективны», — говорит Гузель Улумбекова.

Ну а если приплюсовать еще такие факторы, как дефицит лекарств для лечения в амбулаторных условиях (он у нас в 4,6 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС) и недостаточное количество коек, качественная медицинская помощь станет еще менее доступна для россиян.

...Отсутствие роста расходов на здравоохранение в 2012–2014 годах уже привело к снижению доступности и качества медицинской помощи. Остановилось снижение общего коэффициента смертности (за январь–август 2014 года — 13,1 случая на 1 тыс. населения, столько же и по итогам 2013 г.). Доказано, что и коэффициент смертности, и продолжительность жизни зависят от уровня государственного финансирования здравоохранения. По прогнозам экспертов, коэффициент смертности в стране к 2017 году может вырасти до 13,9 на тысячу населения, что выльется в 300–500 тысяч дополнительных смертей россиян.

Обнадеживает пока одно: члены Комитета по охране здоровья Госдумы единогласно проголосовали за то, чтобы не рекомендовать рассмотрение законопроекта «О федеральном бюджете на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг.» в первом чтении. «Хотелось бы, чтобы все понимали, что здравоохранение так же важно для национальной безопасности нашей страны, как и оборона», — говорит Гузель Улумбекова. Однако у нас это, похоже, мало кто понимает...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру