Физкультура — против половых ненормальностей

«Должен ли комсомолец ходить всегда грязным?»

Он старше нас на год. Сегодня исполняется 96 лет со дня образования комсомола, а в грядущем декабре грядет 95-летие «Московского комсомольца». Объединяя два этих события, корреспондент «МК» выудил из старых номеров столичной «молодежки» некоторые нестандартные сюжеты, относящиеся к давним, уже позабытым всеми бытовым перипетиям комсомольской жизни, бурлившей девять десятилетий назад — в первый период существования РКСМ-ВЛКСМ.

«Должен ли комсомолец ходить всегда грязным?»

Судя по газетным публикациям середины — конца 1920-х годов, очень большое значение для тогдашних комсомольцев имели вопросы взаимоотношения полов, семейной жизни, установления новых «коммунистических» обрядов и новых норм этики.

Вальс под запретом

«...Если комсомолец до того «втюрился», что манкирует службой, не может жить без своей возлюбленной и готов пойти на что угодно по ее приказу — это плохой комсомолец. Самое главное, чтобы юбка не заслоняла перед комсомольцем его общественную и комсомольскую работу... Необходимы общие с девушками занятия по физкультуре, которые создают привычку у парней и девушек к обнаженному телу и тем самым предостерегают от всевозможных половых ненормальностей...» («Молодой ленинец», 1 января 1925 г.)

«В комсомольской коммуне завода РАИЗ живет 8 человек... Перебиваемся с кваса на хлеб... Ежедневно в коммуне дежурство. Дежурный будит ребят, готовит обед, а вечером готовит чай. По вечерам иногда коллективно читаем книги, газеты... Попал в коммуну парень, который не хотел считаться с мнением других ребят. Завел себе бабенку и стал приглашать ее ежедневно в театр в счет своего жалования. Ребята его предупредили, что в коммуне все деньги складываются в общий котел и ни у кого карманных денег быть не должно». («МЛ», 20 февраля 1924 г.)

«Возражением против танцев может служить то, что танцующие допускают возбуждающие прикосновения. К этому присоединяется еще вызывающая, будящая нездоровые мысли музыка, сопровождающая танцы. Кроме того, антисанитарная обстановка (духота, пыль и т.д.), в которой обычно протекают танцы, очень сказывается на здоровье. Чрезмерное увлечение танцами может сорвать политико-просветительную работу в клубе... Запретить мы должны танцы типа «фокстрот», так как музыка и прикосновения возбуждают наши половые чувства. Мы не должны допускать вальс, где имеются бессмысленные, однообразно-круговые движения, доводящие до головокружения. В клубах мы можем допустить хороводы, виды однородной пляски — типа русской, лезгинки, гопака...» («МЛ», 20 января 1926 г.)

Отучить от матерщины

«На одном из собраний городской ячейки РКСМ переславль-залесской организации разбирался вопрос о быте. В частности, коснулись вопроса: может ли комсомолец присутствовать на устраиваемых рабочими домашних вечеринках? Часть ребят высказалась за то, чтобы не присутствовать, а другие ребята говорили, что участвовать можно, но только с другой целью. А именно: разъяснять суть устраиваемых вечеринок как наследие проклятого рабства, изолировать их и направлять в более живую работу рабочих клубов. Предложенная резолюция против всякого участия в вечеринках большинством принята». («Юношеская правда», 5 января 1924 г.)

«Наша редакция получала очень много писем, в которых ребята спрашивали, можно ли комсомольцам ночью петь на улицах революционные песни? Письма эти вызывались конфликтами с милицией. Редакция выбрала одно из писем и переслала в Административный отдел Моссовета. Нами получен следующий ответ: «Административный отдел сообщает, что неорганизованное (вне демонстраций или манифестаций) распевание на улицах песен, хотя бы и революционных, в особенности вечером, нарушает общественный порядок, и милиция имела основание предложить комсомольцам вести себя скромнее...» («МЛ», 16 февраля 1924 г.)

«…Часто у нас в организации идет спор о том, как должен одеваться комсомолец. Должен ли он ходить в рубашке нараспашку, в кожаной куртке с задранной на затылок кепкой, всегда грязным и проч. Или же одеваться так, как позволяет ему заработок, избегая, конечно, излишней роскоши?..» («МЛ», 10 декабря 1924 г.)

«Не изжит еще такой нарыв на теле нашего общества, как матерщина. Кто бы мог быть хорошей уздой для наших ребят в этом деле, как не девушки? Но на деле, вместо того чтобы отучать ребят от матерщины, девушки сами учатся этому «искусству». Иногда комсомолка считает, что это и есть правильное разрешение вопроса о «равенстве с парнями». («МЛ», 6 января 1925 г.)

Даешь октябрины!

«Комсомол внедряет в жизнь новые обряды — взамен поповских крестин теперь наши октябрины... В село Покрово-Рагули прибыли 10 юных ленинцев, для того чтобы провести октябрины ребенка у одного крестьянина. Пением «Интернационала» открывается торжественное заседание. Небольшой доклад о новом и старом быте делает представитель укома РЛКСМ. От президиума собрания выносится предложение дать имя ребенку «Лена» в память о ленских расстрелах 1912 года. Это предложение принимается единогласно». («МЛ», 10 декабря 1924 г.)

«Комсомольская свадьба. ...После избрания президиума, в который вошли и новобрачные, секретарь ячейки РКП Кирпичев делает доклад о значении красной свадьбы и новом быте. После доклада новобрачные, взявшись за руки, выходят вперед — на край сцены, за ними развевается комсомольское знамя. Читают договор, из которого видно, что она — беспартийная работница Ивлева, и он — технический секретарь ячейки РКП Кузьмин, вступают в союз по взаимному согласию и обязуются жить честно, воспитывая детей честными гражданами СССР... Новобрачным преподносят книжки «Гигиена брака» и «Заветы Ильича». Многоголосый «Интернационал» завершает праздник». («ЮП», 5 января 1924 г.)

«Кроме комсомольских крестин, комсвадьбы... я хочу указать еще на одну обрядность, которую следовало бы ввести в нашу комсомольскую жизнь. Это отправление «комсомольских именин». Отмечать, конечно, не день рождения или «день ангела», а более важный момент в жизни комсомольца — день вступления в РКСМ...» («ЮП», 9 января 1924 г.)

«Комсомолец должен быть тверд в своих убеждениях. Если он чувствует, что семья действует во вред комсомолу, он должен бросить семью и уйти от нее». («МЛ», 5 июня 1924 г.)

СПРАВКА "МК"

ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Комсомол успешно заявил о себе на карте Москвы и Московской области. Поиск по картам Яндекса сразу выдает не менее 70 Комсомольских улиц в Подмосковье, фактически же они есть в любом населенном пункте, а в некоторых — например, в Подольске и Дмитрове — даже не одна. В Красногорске есть Большая Комсомольская. Комсомольская улица столицы проходит по анклаву — Зеленограду, а в «старой» Москве есть Комсомольский проспект, две «Комсомольские» станции метро — кольцевая и радиальная, Комсомольский проезд и Комсомольская площадь, которую, впрочем, все называют «площадь трех вокзалов».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру