В МЧС россии определили проблемы Арктики

Спасателям на Севере пока не хватает техники, спецоборудования, а также специальных навыков

Деятельность центров МЧС в арктической зоне обсуждалась в пятницу, 28 ноября, на заседании Экспертного совета ведомства. Как было отмечено на заседании, «вопросы социально-экономического освоения Арктики, в сегодняшних реалиях геополитической международной обстановки, приобретают стратегически важное значение для России».

Спасателям на Севере пока не хватает техники, спецоборудования, а также специальных навыков

- Одним из ключевых факторов устойчивого развития регионов, находящихся в Арктической зоне Российской Федерации, является обеспечение безопасности населения и защищенности критически важных объектов экономики от угроз техногенного и природного характера. В этих условиях одной из приоритетных и обязательных задач МЧС России в Арктическом регионе является обеспечение безопасности, гарантированное спасение и сохранение жизни человека при нахождении в Арктике, - заявил первый замминистра МЧС Сергей Шляков.

Он рассказал, что для этих целей было запланировано создание 10 Арктических спасательных центров МЧС России в городах и поселках Архангельск, Мурманск, Воркута, Нарьян-Мар, Надым, Дудинка, Тикси, Певек, Анадырь и Провидения. Четыре из них — в Мурманске, Воркуте, Нарьян-Маре и Дудинке уже работают.

- За 4 года деятельности арктическими центрами совершено более 5-ти тысяч выходов на поисково-спасательные работы, оказана помощь 7-ми тысячам человек. Эти цифры, говорят о том, что система Арктических спасательных центров МЧС России является востребованной и необходимо ее дальнейшее развитие, - отметил Шляков.

Экспертному Совету МЧС было предложено «дать оценку уже проделанной работе» - в частности, формированию нормативно-правовой основы деятельности системы и разработкам в сферах реагирования и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, профессиональной подготовки спасателей, а также оздоровительной реабилитации специалистов МЧС, работающих в Арктическом регионе и определить основные направления дальнейшего развития арктических центров.

Четко обозначить цели и задачи спасательных центров МЧС России, а также определить, какая для них нужна инфраструктура и оснащение, поручалось Департаменту пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России. Доклад о проделанной работе на заседании делал директор Департамента, Александр Агафонов. Он отметил, что Арктическая зона отличается от других регионов экстремальными природно-климатическими условиями, уязвимостью от техногенных чрезвычайных ситуаций и производственной деятельности человека, очаговым характером промышленно-хозяйственного освоения территорий при низкой плотность населения (1-2 чел. на 10 кв.км.) и удаленностью от основных промышленных центров, что делает Арктику зависимой от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов.

В этой связи были выбраны места расположения спасательных центров - в южной части Арктической зоны вблизи крупных промышленных центров и транспортных узлов.

- По большей части зоной реагирования центров является материковая часть, не затрагивающая архипелаги. Анализ существующей инфраструктуры показал необходимость размещения поисково-спасательных подразделений в островной части высоких широт, в местах концентрации возможных рисков, в районах возможных к реагированию, в том числе на Архипелагах Земля Франца – Иосифа, Новая земля, Новосибирские острова, Архипелаг Северная земля, - отметил Агафонов.

По его мнению, чтобы оптимизировать затраты по организации дежурств на архипелагах, лучше организовать их вахтовым методом «в периоды наиболее высокой экономической активности хозяйствующих субъектов и туристической деятельности, то есть практически в период действия навигации». Также целесообразно наладить взаимодействие с подразделениями РОСГИДРОМЕТА по совместному использованию существующей инфраструктуры и систем связи.

Как отметил Агафонов, чтобы точно определить потребности спасательных центров, нужно проанализировать это на практике, разместив одно из первых подразделений в районе нахождения Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического научно исследовательского института Росгидромета на о.Большевик Архипелага Северная земля.

- Направить туда для вахтового дежурства поисково-спасательную службу Арктического спасательного центра «Вытегра», - предложил Агафонов.

Между тем, им были отмечены основные уже выявленные проблемы, возникающие при организации поисково-спасательных работ в Арктике. Одна из них - ограниченная численность ведомств и структур в Арктической зоне РФ.

Здесь, по мнению докладчика, «необходимо рассмотреть возможность создания на правительственном уровне в Арктической зоне РФ системы взаимодействия: аналога РСЧС, которая закрепила бы обязанности и ответственность всех участников процессов по вопросам обеспечения безопасности». В список структур-участников поисково-спасательных мероприятиях могли бы войти дислоцированные в Арктическом регионе подразделения ФСБ России, Минобороны, «Росатома», Росгидромета, а также коммерческие структуры по добыче и переработке энергоресурсов, природных ресурсов и туризма.

Среди других проблем были названы «не полное и недостаточное оснащение техникой, оборудованием и снаряжением для выполнения поставленных задач», необходимость доработки техники для ее эксплуатации в жестких условиях Арктики, отсутствие запчастей, несоответствующая климату одежда, отсутствие специальны обогреваемых надувных модулей, палаток для приема и обогрева пострадавших, систем жизнеобеспечения спасателей и пострадавших, систем приема-передачи данных по каналам спутниковой и коротковолновой связи и системы мониторинга в онлайн режиме транспорта.

Также было обращено внимание на то, что Арктические спасательные центры не оснащены авиацией МЧС России, а практика использования гражданских вертолётов при проведении поисково-спасательных работ имеет проблем, которые не позволяют поисково-спасательному подразделению оперативно реагировать на ЧС. Так, на согласование предоставления воздушного судна уходит до 4 часов, на подготовку воздушного судна к вылету около 1 часа, досмотр группы спасателей из 3 человек, всего оборудования и снаряжения службой безопасности аэропорта длится еще до 30 минут. Кроме этого, на вертолетах можно доставить далеко не все оборудование, необходимое для выполнения задач по спасению и оказанию помощи терпящим бедствие. Например, запрещено перевозить насосные станции к гидроинструментам, электростанции, бензопилы, ракетницы, дымовые шашки.

Еще одной проблемой является отсутствие возможности полноценных тренировок на слаженность экипажей привлекаемых гражданских судов и спасателей.

Начальник научно-исследовательского института перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности СПбУГПС МЧС России Сергей Шарапов в своем докладе отметил, что анализ аварийности на море и опыта проведения спасательных работ показывает, что наиболее эффективными средствами спасения в таких ЧС являются специальные спасательные вертолеты и специальные спасательные небольшие суда с профессионально подготовленными экипажами.

- Нужны еще и обученные пловцы-спасатели, которые спускаются с вертолетов на гибнущее судно или прямо в воду, - отметил Шарапов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру