Новость о том, что Минздрав якобы готов рассмотреть предложение размещать на пачках сигарет позитивные надписи вместо устрашающих картинок, многие не просто удивила, но даже потрясла. Ведь ужасные изображения - это то самое, за что больше всего боролись в ведомстве. И тут — такая оказия!
Изначально идея сделать пачки позитивными появилась на сайте Российской общественной инициативы. Ее авторы уверяют, что добрые советы могли бы сработать куда эффективнее страшных предупреждений. И вместо фраз «курение вызывает рак» они предлагали писать «когда вы бросите курить, вы станете намного спокойней и уверенней в себе», вместо «курение - причина импотенции» - «употребление свежих овощей и фруктов, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе уменьшают потребность в сигаретах». Одновременно предполагалось заменить изображения больных органов или пораженных частей тела, к примеру, на образы бегающий по парку людей. Петицию с требованием заменить изображения на пачках сигарет на информацию о преимуществах жизни без курения поддержало меньше тысячи человек (вместо необходимых ста тысяч). Но появилась информация, что Минздрав тем не менее ее рассмотрит и есть шансы, что пачки станут приятными на вид.
— Мы в соответствии с законом рассматриваем любые обращения граждан, поступающие в Министерство, внимательно изучим и предложение, о котором идет речь, - поясняет пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай. - Но решая, принять инициативу или нет, следует опираться на международную признанную доказательную базу. Именно так в данном вопросе поступает Минздрав, позиция которого неизменна на протяжении довольно долгого времени: как бы нам не хотелось радовать курильщиков, но страшные изображения на пачках – это наиболее эффективный способ натолкнуть их на мысль об отказе от этой вредной привычки. Пачка — это элемент продвижения товара, реклама, которую курильщик видит несколько тысяч раз в год. Поэтому в том сокращении потребления табака, которое наблюдается в нашей стране, есть определенный вклад и предупреждающих надписей, сопровождаемых графическими предупреждениями. Это реально работает. Кстати, картинки обновлены, и их новая версия уже одобрена на уровне Евразийской экономической комиссии. Новые картинки также будут изображать негативные последствия потребления табака. В этом смысле они концептуально не слишком отличаются от тех, что действуют сейчас. Почему тогда решили поменять? Для того, чтобы они сохраняли свою эффективность: существует эффект привыкания к картинкам, когда по прошествии определенного времени люди становятся к ним менее восприимчивы, а значит, картинки начинают хуже работать. Не исключено, что со временем мы перейдем к тому, что пачки все будут без логотипов и одинакового цвета, как это сейчас внедряется в Великобритании, например. Но это дело будущего: сначала следует полностью использовать потенциал имеющихся средств. Что же касается положительных последствия отказа от потребления табака, то их нужно, безусловно, демонстрировать. Это делается и сейчас: есть позитивная социальная реклама, материалы в сети интернет, «горячая линия» по отказу от табака. Именно такой комплексный подход нам представляется наиболее правильным.
Примечательно, что недавно на всемирной конференции против курения ученые разных стран рассказали про исследования, которые они провели независимо друг от друга у себя на родине. И их результат совпал: именно устрашающий внешний вид пачки может заставить курильщика бросить сигареты.