Опасности репоста в соцсетях: от дискомфорта до уголовного дела

Как милые в Сети перелайкались

«Какая-то сволочь дала в Интернете объявление, что я за бесценок продаю свою квартиру! — рассказал мне недавно один знакомый. — Все новогодние праздники доставали —  покупатели, посредники, родственники с расспросами, знакомые с сочувствием, банки с кредитами, а еще какие-то услуги по переездам, скупщики старой мебели... Я догадываюсь, кому хотелось мне жизнь испортить...»

В последние месяцы по Рунету покатилась новая волна сетевых «разводов» (умышленной «дезы», растиражированной путем репостов) с главной отличительной чертой — отсутствием материальной корысти.

«МК» выявил 4 основных вида «немонетизированных» сетевых подстав и определил их главную цель. И прежде чем в очередной раз занести палец над кнопкой «поделиться» в соцсетях, внимательно прочтите нижеизложенное.

Как милые в Сети перелайкались
Фото: pixabay.com.

От любви до ненависти — один клик

К психологу Алине Колесовой последнее время все чаще обращаются по поводу конфликтов в паре, ноги которых растут из активного общения в соцсетях. Психолог называет явление личных сетевых подстав «социальной местью», к которой также относится и мщение на почве любви, ревности и зависти. И уверяет, что это чревато серьезными проблемами со здоровьем — от неврозов до серьезных расстройств психики. Сейчас даже появляется новый класс психологов — специалисты по общению в соцсетях — вернее, по пострадавшим от этого общения.

Оказывается, социальная (она же любовная) месть размножается в Паутине как саранча. Когда отношения рушатся, многим невыносимо хочется насолить вчерашнему любимому — ведь от любви до ненависти, как известно, один шаг. А в современных условиях — один репост. 

  — Главный мотив нематериальных интернет-подстав — месть, а ей в затылок дышат ревность, зависть  и  попытки манипулирования, — поясняет психолог. — Когда не терпится свести счеты с обидчиком, цена вопроса (не говоря уж о его этической стороне) уходит на второй план. Одни идут на «черное дело» вполне сознательно, другие просто не понимают возможных последствий подобного мщения. 

   Так или иначе, единожды попавшее в Сеть не вырубишь никаким топором. Тем более что большинству из нас ничуть не жалко что-то лайкнуть-перелайкнуть — благо бесплатный вай-фай на работе, дома, в метро, а теперь еще в общественных  туалетах и даже на кладбищах, а гаджет держит в руках и стар, и млад. И  выполняя чью-то просьбу о максимальном репосте, мы вежливо жмем кнопку, не проверяя достоверность информации и не задумываясь, чем это может обернуться — ну кнопка, она кнопка и есть. Небось не ядерная. 

Подобные подставы нередко оборачиваются реальными проблемами. Рассмотрим основные варианты по мере возрастания рисков — от самых невинных (если так вообще можно сказать) до тех, из-за которых можно серьезно вляпаться. Поборы из корыстных побуждений (сбор средств под предлогом неотложной помощи деткам (собачкам, кошечкам), заманчивые объявления с номерами телефонов, съедающих ваши деньги) и прочий многоликий краудфандинг мы не рассматриваем — займемся сферой высоких чувств. 

Шутка юмора

ОЦЕНКА ХХ: подстава класса «пакость» — неприятно, но не смертельно.  

Это попытка «развеселить» объект своего интереса путем привлечения к нему общественного внимания — что-то вроде дернуть понравившуюся девочку за косичку. При изучении подстав этого класса вспомнились шутки из собственного школьного детства, когда мы с подружкой не поленились увешать все столбы и остановки в своем районе объявлениями типа «Утрачена вставная челюсть. Вернувшему вознаграждение» или «Ко мне залетел экзотический попугай, отдам в добрые руки». Под всеми красовался домашний телефон мальчика, который нравился нам обеим, но не обращал на нас внимания. Семья бедняги на пару недель лишилась покоя, о чем он жаловался в школе, а мы злорадно ржали в кулак.

СПОСОБЫ. Разнообразные объявления (разумеется, с просьбой о максимальном репосте), от которых так и веет халявой или возможностью постебаться над их автором и другие манипуляции с номером телефона жертвы.

ПРИМЕРЫ. «Отдам щенка боксера в добрые руки бесплатно, собака 100% породистая, все документы прилагаются». Далее — телефон и просьба о максимальном репосте. Из той же серии: «Бесплатно обучу искусству эротического массажа», «Ищу преподавателя стриптиза», «Приму в дар старые ношеные вещи», «Скупаю старую мебель и целлофановые пакеты» и т.д. Срабатывает также объявление «от противного» вроде «Давайте остановим этого человека, он хочет утопить вот этих котяток!» Далее — фотка умилительных животных, телефон котодушителя и неизбежная просьба о максимальном репосте. И обязательно найдутся неравнодушные люди (особенно в выходные), которые бросят все свои дела и не поленятся лично позвонить котомучителю, чтобы высказать ему свое «фи» или забрать несчастных котят. Что характерно, как ни отпирайся жертва, звонящие «спасатели котят» наотрез отказываются ему верить: «Зря отпираетесь, гражданин! А я вот сейчас полицию как вызову! И ничего, что вы адрес не даете, они вас по номеру телефона найдут!» Ну да, жертва шутника цела и невредима... Только целыми днями, как попугай, повторяет, что это фейк — или вынуждена отключить или сменить телефон.  Ничего страшного, но геморрой на ровном месте налицо. 

Лишение покоя

ОЦЕНКА: ХХХ: подстава уровня «крупная гадость» — смертельно неприятно.

От шутки юмора отличается ценой вопроса и размером бедствия — бесплатных «редких попугаев» и «щенков ценной породы» в добрые руки сменяют квартиры, дачи и машины по очень сильно сниженным ценам, а «утопленных котят» — замученные дети и старики.

СПОСОБЫ. Объявления с пометкой «срочно», сулящие выгодную покупку, если позвонить немедленно, или требующие неотложного вмешательства для предотвращения злодеяний — телефон жертвы и заветная просьба о максимальном репосте.

ПРИМЕРЫ. Как потом по секрету рассказал мой знакомый, накануне Нового года он решительно прервал интрижку на стороне. Это крайне уязвило его пассию, и она решила подпортить ему праздники объявлением о срочной продаже его квартиры за бесценок, а ее многочисленные друзья разнесли этот пост по всему Рунету.

Также до сих пор по Сети гуляет «крик о помощи» — срочно требуется донорская кровь для умирающего ребенка. Этот крик снабжен телефоном жертвы, которую сердобольные граждане невольно доводят до белого каления предложениями о помощи. Особенно жестокой пытка оказывается для тех, у кого правда есть дети:  страшно, когда тебе круглосуточно звонят с вопросом «Это ваш ребенок при смерти?» 

Компромат с репостом

ОЦЕНКА ХХХХ: подстава класса «подлость» — опасно, но не смертельно.

Чаще всего это попытки разбить любовный треугольник в свою пользу путем подкидывания поводов для конфликта. В доинтернетную эпоху с такой целью любовницы подкидывали чужим мужьям свои помады и бюстгальтеры, теперь подкидывают улики в Сети — фотографии, переписку и пр. Репост тут нужен для ускорения реакции: если пустить цепочку «перелайков» в правильном направлении, жена (или муж) неверного супруга очень скоро узнают об измене — и из 333-х рук. И неприятно будет им вдвойне: узнавать такое последним. Да еще и не выкорчевать из Сети это позорище: концов уже не сыщешь, да и едва ли тот, кто это разместил, будет так любезен, что удалит компромат по первому требованию рогоносца. Но поскольку подстава этого рода имеет своей целью все же разлад в семье, то она не самая страшная — иногда близкие люди входят в положение и понимают, что жертву пытаются подставить именно в их глазах.

СПОСОБЫ. Публикация скриншотов (снимки с экрана) с личной перепиской, личных фотографий и домашних видео, подтверждающих  связь жертвы на стороне или «легкое поведение» в целом. 

ПРИМЕРЫ. У молодежи сейчас в моде «расставание по смс» — это когда во избежание лишних душевных затрат одна из сторон пишет другой: «Между нами все кончено, прости. Я полюбил(а) другого(ую)». Причем в среде тинейджеров прощальная эсэмэска может прийти внезапно, как похоронка с фронта — а перезванивать с разборками считается не комильфо. Из этого кодекса чести выросло множество злоупотреблений: соперники выучились подделывать скриншоты с прощальной эсэмэской и вывешивать их во всеобщий доступ с подписью «Вау, Мишка наконец бросил Катьку!» и с максимальным репостом.

Первокурсница Даша рассказывает, как 1 января с утра пораньше ей стали звонить подруги с сочувствием и вопросами, почему они расстались с Ваней. Девушка сначала не поняла, в чем дело — в конце декабря она нежно проводила своего парня Ивана на отдых с родителями — и 10 января он должен был вернуться. В полночь он прислал ей поздравительную смс — они не ссорились! Как выяснилось, в 2 часа утра Нового года по соцсетям разлетелся «скрин» якобы с телефона ее парня, где Ваня пишет, что расстается с Дашей. 

— Скрин был подделан очень качественно, — делится Даша, — но мой старший брат занимается компьютерной версткой, и он сразу сказал, что это легко сделать. И я позвонила Ване с вопросом. Он ничего не знал, конечно. Но мне стало страшно: а вдруг я поверила бы и разорвала отношения, не разобравшись?

Смонтированная или настоящая личная переписка и фотки, доказывающие близкие отношения двоих, растиражированные в Сети, неизменно имеют эффект разорвавшейся бомбы. Фотки и скрины, от которых попахивает компроматом, пользователи разносят быстрее, охотнее и с более эмоциональными комментариями, чем даже «крики о помощи» и «выгодные предложения».

Подведение под монастырь

ОЦЕНКА ХХХХ: подстава класса «беспредел» — смертельно опасно.

Когда «компромат с репостом» выкидывают не обиженные любовники, а злобные завистники или мстители, он превращается в опасное предприятие, отличающееся вполне реальным подведением под статью закона, общественный или чей-то личный гнев и прочими не виртуальными, а всамделишными рисками. Мстители создают фейковые скрины с перепиской криминального или оскорбительного характера от имени жертвы, выкладывают фотки и ролики, выставляющие жертву на всеобщее посмешище или позор. Это может обернуться доведением жертвы до самоубийства или ее судебным преследованием. 

СПОСОБЫ. Помимо непосредственно выкладывания в Сеть фактов и снятых скрытой камерой фото видео в духе «Люба — звезда ютьюба», порочащих саму жертву, в ход идут провокации и перевод стрелок. Почти все знают, что распространение порочащей информации, клевета, поклеп, доведение до самоубийства — это не пустые слова, а полноценные статьи закона. Специально мы этого не делаем, но нажимая кнопку «репост», об этом как-то не думаем... А между тем наряду с обнародованием фактов, порочащих саму жертву, мстители могут приписать ей клевету (поклеп, оскорбление) на кого-то другого или сделать его автором поста, содержащего, к примеру, разжигание национальной розни или поддержку терроризма. А бездумно жмущие «лайк» быстро разнесут этот фейк по Паутине, причем самые неравнодушные еще будут активно приписывать собственное возмущение вроде «Мочить гада!».

ПРИМЕРЫ. Двойная провокация: Инна рассказала своей подруге Алле, что познакомилась в Сети с неким Дмитрием, он показался ей вполне приличным, но хочется проверить. И попросила Аллу тоже познакомиться с Дмитрием в соцсети и (исключительно с целью выяснить, что он собой представляет!) попробовать склонить его к какому-нибудь противоправному действию — например купить наркотики или нанять киллера. Алла выполнила просьбу подруги — познакомилась с Дмитрием и спустя некоторое время завела беседу на означенные Инной темы. Все скрины переписки Алла посылала подруге, и потом они вместе их обсуждали. Нельзя сказать, что Дмитрий проявил интерес к наркотикам или киллерам, но переписку на эту тему вел — возможно, ему было любопытно, почему это так интересует его визави? Инна поблагодарила Аллу и попросила ее удалиться из друзей Дмитрия — та выполнила и эту просьбу. А спустя короткое время по Сети разлетелись скрины переписки Дмитрия с Аллой, где вырванные из контекста пассажи про киллеров и наркотики создавали полное ощущение, что это совещание двух криминальных авторитетов. Правда, целью подставы со стороны Инны была не подруга, а Дмитрий — он оказался ее боссом, который с ней сначала развлекался, а потом бросил. Правда, мстительная Инна не знала, что правоохранительные органы способны «возбуждаться» даже на посты в Интернете, и очень струхнула, когда к ним в офис нагрянула антинаркотическая полиция. От страха девушка расплакалась и во всем призналась — и только поэтому эта история с хорошим концом. 

Арина познакомилась на сайте знакомств с интересным французом. Через неделю переписки и разговоров по скайпу Шарль предложил ей «взаимно поласкать друг друга» перед камерой. От подруг, общающихся с иностранными женихами по Интернету, Арина слышала, что такие просьбы часто поступают — ведь для реального интима через границы не наездишься, — и согласилась. Через три интимсеанса Шарль вдруг исчез со связи, зато видео, на котором Арина совершала непристойные действия, появилось в Сети и потребовало максимального репоста с подписью, что это сетевая проститутка, высылающая за деньги самодельные порноролики. Арина была на грани самоубийства. К счастью, отец девушки нашел способ не только удалить ролик, но и выяснить правду. «Шарля», который оказался безработным гражданином Армении, за деньги наняла… коллега Арины по работе, которая метила на ее место!

Рита работает секретарем в одном из крупных банков и как-то, зайдя в соцсеть с рабочего компьютера, машинально нажала перепост под просьбой какого-то сетевого френда, который уверял, что в некой военной части из табельного оружия отстреливают собак. В тексте были имена и телефоны, но Рита об этом не задумывалась — убивать собак нехорошо, значит, можно смело жать «поделиться» под просьбой призвать живодеров к ответу. А через 15 минут к ней пришел сотрудник отдела безопасности банка и рассказал про угрозу вполне реального уголовного дела, которое может быть в случае репоста под сообщением, содержащим клевету и оскорбление личности. А в случае если этот недальновидный «лайкатель» работает в солидной компании, иски за ущерб могут грозить не только ему, но и компании.

— Статья об оскорблении чести и достоинства может быть легким путем получения денег для сетевых мошенников, — объяснила мне юрист — специалист по подобным делам. — Все, что им нужно, — это ваш репост или ретвит. Главное, чтобы жертва была более или менее публичным человеком или работала в компании, дорожащей своей репутацией. Вспомните хотя бы миллионные штрафы за безобидный вроде бы Твиттер! Один «ретвит» — и вы подписались под клеветой и на вас можно готовить иск. В условиях соцсетей перепост приравнивается к подписи под данной информацией, а вы ее даже не проверили! 

* * *

На интернет-форуме я наткнулась на любопытное обсуждение: «Интернет создает массу возможностей для злоупотреблений — в плане общения это прежде всего возможность одному и тому же человеку заходить под разными никами или под несколькими сразу, сохранять полное инкогнито, исчезать без предупреждения и даже менять пол. Для чего это полезно в первую очередь?»

И почти единогласный ответ — для того чтобы проучить. А дальше — вариации на эту тему. «Преподать кое-кому урок иногда действительно нужно». «Бывают такие, что только травля с десяти разных ников их пронимает!» «Высокомерных умников грех не потыкать вилкой! Под своим именем с ними не справиться, а собрать команду из фейков — и вот он уже бледный и трясущийся!»

Стараниями добровольцев в тех же соцсетях появилась специальная страничка, куда каждый желающий может прислать свой вариант интернет-подставы, чтобы предостеречь других. Вот три главных совета оттуда:

Все подставные посты всегда в журналах с отключенными комментариями. Вы не можете там предупредить других людей о том, что это фейк.

Золотое правило перепоста: сомневаешься — не публикуй. 

А если ну очень хочется — сначала проверь информацию.

Желаю вам в виртуальном общении реальной безопасности — и, конечно, прошу максимальный репост.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27042 от 27 февраля 2016

Заголовок в газете: Репост как рупор ревности и мести

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру