В Петербурге выселяют единственную в России спецшколу для аутистов

Комплекс зданий на набережной Обводного канала нужен «сильным мира сего», считают родители учеников

Единственную в России школу для аутистов готовят к выселению. В канун Международного дня распространения информации о проблеме аутизма петербургские власти решили выселить профильную школу с исторического места. По мнению родителей детей с особенностями, все дело в том, что на комплекс старинных зданий покушаются «сильные мира сего».

Комплекс зданий на набережной Обводного канала нужен «сильным мира сего», считают родители учеников

Комплекс школы-сада №687 сейчас занимает пять корпусов, часть из них — старинные здания с руинами балконов, центральный — крепкий кирпичный дом 1960-х годов. Именно ветхость зданий стала для администрации Центрального района формальным поводом выселить школу с исторического места — ребята учатся здесь последний год, дальше — неизвестность. Удобное место на набережной в центре города. Рядом Лиговский проспект, храмы XVIII века, зеленые зоны... Желающих завладеть этим комплексом достаточно.

Между тем в единственную школу для аутистов огромная очередь, родители привозят сюда детей учиться со всей страны. Педагогам удалось развить уникальную методику, позволяющую большинству детей в будущем поступать в гимназии, лицеи и общеобразовательные школы, а не в коррекционные. «Наши методики востребованы по всей Европе, а районной администрации мы не нужны», — говорят они.

В коридорах тепло и вкусно пахнет едой из столовой. Корреспондента встречает директор и создатель школы Лариса Демьянчук. Целая стена в ее кабинете — в почетных грамотах Министерства образования. Она создала эту школу в 1992 году, когда в России только-только начали диагностировать аутизм. «Это были просто коробки, вокруг травы было по пояс, — говорит директор. — Постепенно все эти здания я отремонтировала, они стали корпусами школы». В эти «коробки» преподаватели вкладываются до сих пор — власти денег на ремонт не выделяют уже 5 лет, «косметику» внутри зданий коллектив наводит своими силами.

— Мы работаем на базе Института семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, — говорит директор. — Занимаемся в основном детьми с расстройствами аутистического спектра, но не только. У нас воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (это неврологические проблемы), дети с тяжелыми расстройствами психики, также есть корпус для здоровых детей. Есть корпус, где обучаются дошкольники. Реабилитацию надо начинать с раннего возраста, а не тогда, когда приходит 10-летний ребенок, который не разговаривает и не общается. Каждый ребенок у нас наблюдается по индивидуальной программе, детей сопровождают от дошкольного возраста до выпуска из школы. В случае позитивной динамики дети переходят из одного корпуса в другой, и эта система очень эффективно работает. У нас не идет речь о медикаментозном лечении — мы добиваемся результатов педагогическими методами. Нашими методиками пользуются уже по всей Европе, в будущем мы планируем создание регионального, а затем и международного центра по аутизму. Но администрации Центрального района мы почему-то оказались не нужны.

В 2012 году, когда проводили экспертизу зданий, городские власти обещали построить на месте трех старых домов один новый корпус школы-сада со всей необходимой инфраструктурой. Новую школу так и не построили, зато потребовали «расселить» преподавателей и детей по всем школам Центрального района. «Это распад и ликвидация учреждения», — грустно говорит директор.

Не меньше педагогов переживают родители детей, которые теперь не знают, что будет с их проблемными чадами дальше. «Мы ведь не за землю держимся, а за коллектив, — говорят родители. — Здесь уникальные методики, они дают результат. Многие коррекционные школы декларируют свою готовность работать с аутистами, но реальный прогресс есть именно здесь. Где-то ребенок-аутист будет сидеть в углу и пирамидку собирать, а здесь он решает примеры и пишет диктанты».

Одна из родительниц приехала из Красноярска, и таких семей здесь много — кажется, школа действительно нужна всем, кроме местной власти. «Мы приехали 5 лет назад, дома нам открыто сказали: отдайте ребенка, он необучаемый, — говорит родительница. — Даже диагноз не могли поставить. Ребенок просто сидел, качался, смотрел в одну точку, ни на что не реагировал. Сейчас мы собираемся в первый класс, ребенок абсолютно нормальный, он сам себя обслуживает, играет в игры на планшете, выигрывает там награды в бильярде». У кого-то ребенок начал готовить, еще чем-то заниматься. Родители уверены, что в случае «расселения» этот прогресс сойдет на нет. «Был случай, когда девочка здесь читала, писала, а потом ее перевели в другую школу, и она там просто сидела в углу».

В комитете по образованию после личной встречи с руководством школы на словах обещали дать школе здание в другом районе. Где и какое именно, пока никто не уточнял, да и никаких документов об этом новом здании нет. Часть корпусов, в том числе логопедический, придется все-таки расселять по району, потому что им не найдется места в новом помещении. «Центр города, а земля простаивает и не приносит доход, — говорят родители. — Наверное, районной администрации хочется получать деньги с этих площадей. Мы очень боимся, что нас обманут с обещанием здания. Думаем, нам это сказали, чтобы мы замолчали, — ведь никаких официальных бумаг нет».

2 апреля весь мир отмечал День распространения информации о проблеме аутизма. В Петербурге по этому поводу главные доминанты городского пейзажа подсвечивали синим цветом: иллюминация получилась привлекательная (и, надо думать, не дешевая). Световое выделение одного здания стоит от 5 до 15 млн рублей. В 2012 году, к примеру, на освещение Мариинского дворца из бюджета города было выделено более 14 млн рублей. Несложно догадаться, что в 2016 году по причине экономического кризиса сумма могла вырасти в разы. В этот раз ГУП «Ленсвет» позаботился о подсветке Дворцового моста, ТЮЗа, зданий на площади Искусств.

А вот о детях-аутистах такой заботы власти пока не проявили. К слову, совсем рядом со школой закрывают из-за оптимизации городскую психиатрическую больницу №4, которая существует с 1955 года. Еще один признак того, что кому-то очень нужен этот кусок земли в центре города и совсем не нужны ни уникальные методики по работе с аутистами, ни сами дети, ни пациенты клиники.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27071 от 4 апреля 2016

Заголовок в газете: Проблемным детям создают проблемы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру