Местом для испытания новой пожарной техники выбрали Бутырскую тюрьму

«МК» выяснил, что общего между пожарными и пионерами

Воскресенье 17 апреля – «пламенная дата» на календаре 2016 года: в нашей стране отмечается День работников пожарной охраны. По случаю такого официального праздника «МК» напоминает некоторые интересные факты из далекого и не очень далекого прошлого наших российских огнеборцев.

«МК» выяснил, что общего между пожарными и пионерами

Ярыжка с топором

В древности все население несло так называемую «пожарную повинность»: от каждых десяти дворов выделялся один человек, который дежурил ночью и в случае возникновения пожара поднимал тревогу. По такому сигналу жители спешили к месту происшествия каждый со своим инструментом – ведром, топором, багром... В XVII веке за ликвидацию пожаров стал отвечать Земский приказ. Ему подчинялись две сотни специальных служителей – «ярыжек», которые и должны были бороться с огнем.

Табу на костры

В качестве одной из важных противопожарных мер в Москве по указу императрицы Елизаветы Петровны, изданном более 250 лет назад, было категорически запрещено жечь костры на территории Кремля.

Два шара – сигнал тревоги

В 1804 году император Александр I подписал указ об организации профессиональной пожарной охраны в городе Москве. Солдаты, направленные в эти команды огнеборцев, служили в них, как в армейских войсках: согласно тогдашним законам продолжительность срочнойслужбы составляла 25 лет.

Первая в Златоглавой пожарная каланча появилась над крышей Губернских присутственных мест в 1806 году. (До этого роль дозорной вышки для московских «тушителей» выполняла колокольня Ивана Великого в Кремле.) Дежурили круглосуточно сменами по два человека в каждой. При обнаружении пожара вывешивали на каланче сигнал – два кожаных шара.

Пожарные – прочь из Москвы!

1812 год. Задумав сжечь Москву, чтобы она не досталась приближающимся войскам Наполеона, тогдашний «хозяин» Первопрестольной граф Ростопчин распорядился заранее вывести из города все имевшиеся тогда здесь силы для борьбы с возгораниями. На восток отправились 32 московских пожарных части – около 2100 борцов с огнем, – со всеми своими бочками, насосами, шлангами, лестницами...

Ландшафтный дизайн от брандмейстеров

В начале его существования Тверской бульвар решили украсить рядами шелковичных деревьев, однако инициаторы такой затеи не учли, что у этих растений в наших северных краях очень поздно распускаются листья. Император Николай I, приехав в очередной раз по весне в Белокаменную, решил прогуляться по новому бульвару. При виде торчавших на нем рядов голых древесных стволов, государь высказал свое неудовольствие: «Каких-то палок понавтыкали!» Узнав об этом, тогдашний московский генерал-губернатор Закревский тут же принял меры. По его распоряжению собранные со всего города команды пожарных в течение ночи выкорчевали все неказистые деревья и заменили их молодыми липами. Утром Закревский явился к царю и доложил, что «бульвар от палок очищен».

Дайте воды!

В 1858 году, после реконструкции Мытищинского водопровода (этот непростой проект был осуществлен под руководством инженера Дельвига), в Москве появились 15 специальных пожарных колодцев, откуда можно было брать воду для тушения пламени. До того главным оружием пожарных в сражении с огнем являлись багор и топор, – ими рушили и растаскивали по бревнышку соседние с загоревшимся зданием деревянные постройки, чтобы предотвратить дальнейшее распространение огня (шансов потушить саму пылающую постройку – если пламя уже разбушевалось в ней, – было не много).

Реактивный обоз

«Обоз пожарной команды Тверской части выезжал из ворот уже через 1,5 минуты после сигнала тревоги (что превышает даже показатели лучших заграничных пожарных команд). В высокой оперативности пожарных довелось убедиться не так давно на собственном опыте владельцу магазина «Экспресс» Ф. Кавскому. Проходя мимо пожарной части, он увидел обоз, выезжающий на очередной вызов, а дойдя через несколько минут до своего магазина, обнаружил, что брандмейстеры уже заканчивают тушить возникшее там возгорание.» (Журнал «Циклист» 08.1903 г.)

Супер-байк

В тот период на исходе XIX столетия, когда во всем мире уже вошел в моду велосипед, а автомобили еще не получили широкого распространения, для технического оснащения пожарных частей пытались использовать велосипеды особой конструкции. Одна из таких машин проходила испытания в Москве. Это был трехколесный и двухместный велосипед–тандем. На его грузовой площадке сзади размещался 50-литровый бак для воды, а также небольшая пожарная помпа со шлангом. По замыслу создателей, двое пожарных-велосипедистов, прибыв на место возгорания, тут же начинают тушить огонь при помощи этих приспособлений. «Изюминкой» конструкции была особая конструкция насоса: он приводился в действие за счет вращения педалей велосипеда, – для этого нужно было только особым рычагом отсоединить цепной привод задних колес и подключить другую цепную передачу, связывающую педали с приводом насоса. Впрочем, как показала практика, вес всей конструкции – в снаряженном виде пожарный велосипед тянул под сотню килограммов, – не позволял этой педальной машине развивать мало-мальски приличную скорость, а уж если на пути огнеборцев оказывался глубокий ухаб или канава, их «велик» застревал здесь основательно. Поэтому в итоге такой спец-тандем решено было к массовому использованию не рекомендовать. Употребление велосипедов в пожарных командах свелось в итоге к поездкам на обычных «байках» одиночных огнеборцев – связистов, доставлявших срочные депеши в часть с места пожара.

На пожар с бензином

Первый специализированный пожарный автомобиль появился у российских борцов с огнем в 1904 году. Это чудо техники построила санкт-петербургская фабрика Петра Фрезе. Машину оснастили одноцилиндровым двигателем мощностью 9 лошадиных сил французской фирмы «Де Дион». В конструкции «пожарки» было предусмотрено 10 мест для огнеборцев, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер – колонка для установки на водопроводный кран. 10 июня «бензиномотор» был приобретен Александро-Невской пожарной частью и в тот же день задействован на тушении пожара. В документах зафиксировано, что автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на 12 минут быстрее, чем то же расстояние преодолел бы конный обоз.

Флаг на каланче

В начале ХХ века, согласно существовавшим тогда порядкам, при наступлении сильных холодов зимой отменялись занятия в младших классах школ и гимназий. О такой отмене горожан извещал особый флаг, вывешиваемый на доме градоначальника, а также на всех пожарных каланчах.

Следите за канарейками

В дореволюционное время во многих домах хозяева держали клетки с канарейками. Эти птахи использовались, как своеобразный датчик: канарейки очень чувствительны к угарному газу, и при малейшем, даже не заметном для человека появлении дыма в помещении они падали в обморок на дно своих клеток, сигнализируя тем самым об опасности.

Пионерский девиз

На касках пожарных в прежние времена имелись надписи-девизы. До революции: «Богу хвала, царю слава, ближнему защита». А в начале советской эпохи: «Будь готов!» (Пионеры-ленинцы, судя по всему, против этого не возражали.)

А у нас – пожарогас

«Московский губернатор посетил Бутырскую тюрьму, где производилось испытание особых пожарогасов, доставленных из-за границы...» («Русское слово» 1907 г.)

Небесный заступник

Согласно устоявшимся за долгие века православным правилам, при возникновении пожара следует молиться преподобному Спиридону-просфорнику. В его Житии есть такой эпизод: во время пожара, случившегося однажды на монастырской кухне, Спиридон набрал воды прямо в свою тонкую мантию. Чудесным образом вода не протекла сквозь материю, и взятого Спиридоном небольшого запаса ее хватило, чтобы погасить разгоревшееся пламя.

«Пожарка» на параде

95 лет назад на службе в московской пожарной дружине состояло лишь около тридцати автомобилей – при том, что в Златоглавой тогда насчитывалось 2 миллиона жителей! Поэтому каждый автомобильный пожарный расчет был на вес золота. Значение этой техники было в ту пору для города столь велико, а сами машины являлись такой невиданной для многих горожан редкостью, что пожарным даже разрешалось проводить собственные парады на Красной площади.

Огнеборец в рясе

Во время Великой Отечественной войны настоятель московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке протоиерей Николай Бажанов выполнял одновременно и обязанности командира противопожарной дружины в этом районе, организуя эффективную борьбу с вражескими зажигательными бомбами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру