Великая альтернатива XXI века

(заметки для российских интеллектуалов)

(заметки для российских интеллектуалов)

1. О проблемах будущего

Одна из главных характеристик человека — его желание и способность думать о Будущем. Именно этим он отличается от всего живого.

Но конкретное место Будущего в жизни человечества было разным.

В большинстве религиозных идеологий главной считается будущая вечная жизнь человека. Были эпохи, когда усилия по переходу к Будущему составляли главную часть жизни общества и человека. Достаточно вспомнить Великое переселение народов начала нашей эры.

Крах идеи пролетарской коммунистической перспективы марксистов. Позорный провал последней программы КПСС по строительству к 1981 году в СССР коммунизма. Разгром «Тысячелетнего Рейха» гитлеровских национал-социалистов. Все это существенно повлияло на тип мышления интеллектуалов XXI века. Даже христианские религии редко вспоминают об одном из столпов своей идеологии — о предстоящем (и близком) Конце Света.

Да и весь механизм нынешней популистской демократии, ориентированный на избираемые максимум на два срока, то есть 8–10 лет, представительную и исполнительную власти, делает «внесистемным» сам вопрос о далекой Перспективе.

В то же время в окружающем нас мире просматриваются глобальные долгосрочные процессы, которые нельзя игнорировать.

Это прежде всего демографические процессы в целом и в особенности рост численности населения планеты.

Несмотря на отдельные попытки ограничивать рождаемость (как в Китае) или стимулировать ее (как в России), в целом рождаемость на планете остается неуправляемым процессом. Рождаемость велика в наиболее отсталых (а то и нищих) странах. Грубо говоря, разбухают и растут далеко не лучшие участки «человеческого леса».

Лев Гумилев показал, что великое переселение народов начала нашей эры, ставшее одним из факторов гибели античной цивилизации, было связано с грандиозным изменением климата Азии — усыханием ее степей. В XXI веке усиливается перспектива затопления океаном огромных густонаселенных регионов. Итогом станут сотни миллионов «экологических» беженцев. Существующие политические, экономические и социальные структуры человечества к этому не готовы и с этим не справятся.

Хотя в ряде развитых стран неравенство уменьшается, в целом в мире неравенство растет. Возник великий рубеж «Север–Юг». Не видя никаких реальных перспектив в пределах своей жизни хотя бы как-то приблизиться к уровню жизни, стандартам и нормам Севера, одна часть отчаявшихся «южан» штурмует — под любыми предлогами — границы развитых стран. Как когда-то несколько столетий штурмовали Рим варвары, пока не овладели им, не разделили его богатства и не угробили великую античную цивилизацию. А другая часть Юга идет в террористы, чтобы уничтожить недосягаемый Запад как «соблазн» и модель жизни.

Целью экономики и всего общества является рост потребления. При этом все меньшую долю занимает то, что действительно нужно человеку. И все большая часть потребления связана с искусственно создаваемыми у людей потребностями. С тем, что называется модой. Даже тысячи бросающихся на двери магазинов при появлении новой модели мобильного телефона вроде бы образованных людей — это всего лишь потребители.

«Экономика потребления» ведет не только к нехватке ресурсов, но и к засорению планеты отходами. В том числе и такими, которые природа не может переработать. Когда-то потрясающий по привлекательности тысячекилометровый Большой Барьерный риф Австралии сегодня завален банками коки и пепси и пластиковыми пакетами.

Растет удельный вес предметов потребления (продуктов и особенно лекарств), в отношении которых не изучены все последствия их использования. Даже пластиковые игрушки превращаются в угрозу для детей. А туберкулезные микробы мутировали, перестали поддаваться лекарствам.

Растет объем пересадок органов человека. А параллельно растет количество преступлений в виде «охоты за органами». Увеличивается и количество людей с «встроенными» в них техническими устройствами, типа моего собственного кардиостимулятора. И надо видеть перспективу появления людей, у которых «техническая» часть станет преобладающей, — полулюдей-полуроботов, которые в мышлении и идеологии будут больше озабочены своей «технической» частью.

Несмотря на несомненный прогресс человечества в направлениях интернационализации и интеграции, в мире происходит грандиозный всплеск национальных конфликтов.

Распад многонациональных государств — СССР, Югославия, Чехословакия. Усиление движений за отделение в Испании, Италии, Великобритании. Бесконечные конфликты в Африке. Курс на мультикультурализм Меркель оборачивается в Европе появлением даже в столицах национальных гетто и резерваций.

Фундамент цивилизации — идея равенства каждого человека — оказался под ударами двух процессов. Во-первых, усреднения, «посерения» массы граждан. И во-вторых, необходимости поиска, выделения и развития талантов: в науке, культуре, спорте.

И главное выражение равенства — голосование большинства — становится малопригодным для выявления талантов даже в политической и государственной жизни. Невольно вспоминается древняя история первого преступления демократии: осуждение Сократа на смерть голосованием большинства свободных граждан античных Афин. Или уже современная история с призванием и отставкой Черчилля в Великобритании.

Наиболее опасно обмельчание элиты и ее изоляция. А ведь известно, что именно изоляция высших каст — жрецов, брахманов — была одной из причин гибели многих древних цивилизаций.

Современная цивилизация становится все более сложной. Это сопровождается развитием и разрастанием аппарата. И в итоге в элите современной цивилизации растет удельный вес бюрократии. Все большую роль играют не ее обязанности перед обществом, а собственные интересы бюрократии.

Но самая главная опасность состоит в «отмирании» фундамента цивилизации — семьи.

Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» убедительно показал, что современная цивилизация основана на том, что главным в жизни человека становился не род, не община, а семья. Семья, забота о ней вели к появлению частной собственности и государства.

Великий эксперимент ХХ века — попытка утвердить государственный социализм — был обречен не в последнюю очередь решением советской власти сохранить семью. Для нее — зарплату. Затем — квартиру. Затем — садовый участок и автомобиль.

Но теперь потребность человека в семье изменяется. Зачем десятилетия семейной жизни ради одного-двух детей? Непрерывно растущее число разводов. Три, четыре брака. Движения геев и лесбиянок.

Возникла перспектива «пределов роста» не только для человека, но и для всего живого.

2. О методах решения

В том, что сейчас человечество сталкивается с масштабными проблемами, ничего удивительного нет. Так было всегда. История человеческой цивилизации на нашей планете — это история проблем и их решений.

Обобщенно говоря, человечество выработало три «арсенала» решений.

Первый. В рамках существующей социальной системы. Так, например, циклические экономические кризисы — нормальный метод решения очередного комплекса проблем стихийной экономики.

Второй. Проблем становится так много и они становятся столь масштабными, что всего арсенала инструментов данного общественного строя оказывается недостаточно. И надо вообще отказаться от данной социальной системы и сформировать новую систему. И уже в ее рамках, ее инструментами разрешать все то, что оказалось «не по зубам» прошлому строю. Так, капитализм позволил решить основной комплекс проблем, перед которыми оказался бессилен феодализм.

И наконец, история человечества дает примеры и того, когда недостаточно заменить одну формацию другой. Грандиозность проблем требует сверхграндиозного — замены одной цивилизации другой. Так было, когда первобытную цивилизацию сменила цивилизация античности, основанная на владении людьми как рабами.

Сейчас мы живем в эпоху промышленной цивилизации. При ней были капитализм, империализм, государственно-бюрократический социализм. А в данный момент то, что называют постиндустриальным обществом.

Несомненно, что существующий постиндустриальный строй прилагает огромные усилия — в области технического прогресса и в области принятия экономических, административных и социальных мер — для преодоления проблем.

Но я принадлежу к тем аналитикам, которые допускают, хотя бы теоретически, такой вариант развития, при котором все меры, даже самые радикальные, в рамках постиндустриального общества могут оказаться неэффективными, не дающими решения кризисных проблем.

Более того, я считаю, что имеются основания для рассмотрения и такого варианта будущего, когда не только постиндустриальный строй, но и вообще любой строй в рамках современной цивилизации главных глобальных проблем не решит.

Эпохи, когда надо было переходить не к новому строю, а к новой цивилизации, исследовали А.Тойнби, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Э.Тоффлер.

Можно вспомнить, что идеологи пролетарского социализма Маркс и Энгельс писали о Предыстории человечества и его Истории. Они исходили из идеи смены цивилизаций.

И советские фантасты, прежде всего братья Стругацкие и Ефремов, развертывают свои сюжеты в рамках цивилизации Будущего.

Почему правомерно рассматривать вариант Новой Цивилизации?

Для ответа на этот вопрос надо вспомнить о фундаментах нашей нынешней цивилизации.

Первый ее краеугольный камень — Экономический Человек. У него есть и разум, и воля, и мораль. Но главное в нем — удовлетворение материальных потребностей.

Второй постулат. Чтобы удовлетворять растущие материальные потребности, необходим непрерывный рост производства.

Третий — равенство всех людей. Как бы ни были различны мужчины и женщины, взрослые и дети, люди разных рас и наций, главное в том, что они люди.

Четвертый постулат промышленной цивилизации — производство товаров и рынок с деньгами как инструменты взаимодействия.

Пятый — демократия как лучшая форма устройства государства.

Если сопоставить эти основы с теми кризисными проблемами, о которых шла речь выше, то выяснится, что кризис связан с фундаментом промышленной цивилизации.

Как, скажем, может не возникнуть нехватка ресурсов, если Экономический Человек должен удовлетворять свои безгранично растущие потребности? Как могут не возникнуть социальные проблемы, если все оформлено в деньгах, а мир денег живет своей жизнью? Как сопротивляться наплыву мигрантов, если все люди созданы Богом, все равны и все имеют равные права? Что важнее: думать о Будущем или уцелеть на рынке?

Поэтому правомерен и вывод: не только можно, но и нужно рассматривать наше Будущее в плане исчерпывания промышленной цивилизации и в свете необходимого перехода человечества к новой цивилизации.

В этом, на мой взгляд, и состоит Великая Альтернатива человеческой цивилизации в XXI веке.

3. О цивилизации XXI века

Какой могла бы быть цивилизация, способная «справиться» с глобальными проблемами, уже вставшими перед человечеством?

В докладе, который я представил очередному собранию Международного союза экономистов (на основе которого и написана эта статья), обозначены следующие «фундаменты» новой цивилизации.

Первый. Человек Разумный. Не Экономический, а Разумный. Разумный Человек заботится о себе и обо всем человечестве как главном факторе решения и личных, и общих проблем. В итоге — Разумный Эгоизм и Разумный Коллективизм.

Для Разумного Человека главное — не удовлетворение потребностей. Он, конечно, должен есть и одеваться, но прежде всего он должен думать. Как правильно есть? Как правильно одеваться? Как правильно жить?

Главной потребностью Разумного Человека является Развитие Интеллекта.

Второй фундамент новой цивилизации: человечество как семья. Важной чертой Разумного Человека является переход от идеи, что главное в его жизни своя Семья и свои Дети, к идее того, что главное для него — все человеческое сообщество (как это и предполагали, например, социалисты-утописты).

Вместе с расширением понятия Семьи до понятия все Человечество исчезнет главная основа частной собственности: необходимость создания ресурсов для своей семьи. Отпадет потребность в государстве.

Характерна логика Человечества. Сначала человек держится за свое стадо, свою орду, свой род — как главные факторы его выживания. Затем главным становится своя Семья. А в будущей Цивилизации все, что связано с заботой о Семье, переместится на все Человечество.

Размышляя о перспективе Семьи в будущей цивилизации, я хотел бы сделать четыре замечания.

Первое. Живая природа дает нам яркие примеры прекрасных парных семей — у тех же лебедей. Но природа полна примеров разных форм групповой семьи — у многих млекопитающих. Природа демонстрирует и примеры полного отсутствия и парной, и групповой семьи — у пчел или муравьев.

Второе. Считается, что Семья и Любовь неразрывны. Но в Ветхом Завете есть глава с прекрасными словами о Любви — Песня песней, в которой Семья не упоминается.

Третье. Даже нынешняя цивилизация сочетает Семью с безбрачием некоторых элитных слоев общества — в религиях или в слое евнухов (как было в Китае), с многоженством (как в некоторых мусульманских странах) или многомужеством (как в Тибете).

Четвертое. Семья прежде всего связана с наследованием власти или богатства. Что касается воспитания детей, то у нас в России такие несомненно озабоченные воспитанием наследников люди, как Екатерина II или граф Строганов, следовали идеям великого Жан-Жака Руссо, который был уверен в любви большинства родителей к своим детям, но не считал семью и родителей лучшим вариантом воспитания достойных людей. Поэтому он советовал нанимать воспитателей.

Третий «столп» новой цивилизации — лимиты. Прежде всего это лимиты рождаемости. Далее — лимиты научно обоснованного потребления — и в еде, и в одежде, и в образе жизни. Как следствие — лимиты накопления личного богатства и собственности. Никаких миллионеров в Новой Цивилизации не будет.

Общество установит лимиты и на добычу ресурсов из недр планеты. Страны, на территориях которых оказались независимо от их воли и заслуг полезные ископаемые, будут добывать их в размерах и по правилам, установленным человечеством.

Точно так же будут устанавливаться лимиты выбросов, отходов.

Четвертый «столп» — преодоление ограниченностей национализма.

Разнообразие национальных культур — один из резервов развития цивилизации. Новая цивилизация должна согласовать глобальную тенденцию к интеграции и интернационализации с сохранением позитивных ресурсов национального.

Главным для нации станут не «своя» страна и «свои» бюрократы, а организация своей нации в целом на планете. Если в любой точке мира человек будет иметь возможность изучать свой язык, культуру, историю, исповедовать свою религию — то национализм утратит многие негативные черты и сохранит позитивные.

Пятый «столп» — преодоление финансового капитала.

Деньги сыграли исключительную роль в развитии человечества. Они были первым символом единства человечества. Таким же позитивным было появление финансового капитала, банков, кредита.

Но на постиндустриальной стадии развития промышленной цивилизации на первое место вышли не положительные, а негативные стороны и финансового капитала, и денег как его основы. И преодоление финансового капитала, а в перспективе и денег — важная черта новой цивилизации. Банки, в значительной части ставшие центрами фиктивного капитала, будут упразднены. А основным видом денег станет нечто подобное сегодняшним биткоинам.

Шестой фундамент новой цивилизации: преодоление уравнительности.

В истории человечества позитивную роль играли как неравенство, так и равенство.

Выделение свободных и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих двигало цивилизацию вперед.

Но не меньше двигало цивилизацию и равенство, провозглашенное еще Иисусом Христом, ставшее знаменем буржуазных революций.

Но это равенство не преодолевало различий классовых, имущественных, возрастных, гендерных, расовых, интеллектуальных и вырождалось в формальное, декларативное.

Превращение Человека в Человека Разумного делает Интеллект главной его характеристикой. А Интеллект неразрывно связан с отличиями, то есть с Неравенством. И такое интеллектуальное неравенство более справедливо, чем формальное равенство.

Седьмой фундамент. На основе интеллектуального неравенства возникнут новые структуры общества.

Среди различных структур нового общества особенно важно выделение его элиты.

Элита будущего — это не избранный Богом какой-нибудь народ. Не выделенная Природой какая-то раса — белая или арийская. Не класс-гегемон с его исторической миссией. Не партия-рулевой — передовой отряд. Основа элиты будущего — это ее интеллектуальные качества. Элита — это «мозг» нации, лучшая часть интеллигенции общества.

Восьмой фундамент. Вместе с новой структурой общества изменятся его демократические институты. Современная популистская демократия с равноправным голосованием всех сограждан сосредоточится на вопросах, касающихся текущей жизни каждого гражданина. А все проблемы — долгосрочные, глобальные, перспективные — будут решаться тоже демократически, но в кругу тех, кто компетентен в этих вопросах.

Промышленная Цивилизация исключительно логична: свободный экономический человек-потребитель, равенство, рынок и конкуренция, демократия.

Но и Новая цивилизация — Альтернативная — тоже логична. Человек Разумный. Интеллектуальное неравенство. Новые социальные группы. Элита — как главное звено цивилизации Будущего. Новая демократия.

В свете Великой Альтернативы XXI века у России есть два пути.

Первый. Продолжать усилия по превращению страны в одну из великих держав постиндустриального общества. Второй. Стремясь стать одной из ведущих стран постиндустриального мира, сразу же начать прилагать усилия по формированию Альтернативной Цивилизации в России.

Ситуация в чем-то напоминает конец XIX — начало XX века. Тогда тоже была дилемма. Или России продолжать развитие в сторону лучших образцов капитализма. Или — в свете перспективы тупика капитализма — сразу начать с развития по социалистическому пути.

Как известно, выбор в 1917 году второго варианта предопределил и великие достижения России в ХХ веке и не менее великие ее трагедии.

Тем не менее я считаю, что и сейчас вполне реален для России вариант концентрации не только поиска лучших позиций в Настоящем, но и рывка в Будущее.

Важным доводом в пользу реальности этого варианта является то, что Россия уже внесла весомый вклад в перспективу Будущей Цивилизации.

Во-первых, по линии идеологии. Если марксизм был для России чем-то импортируемым, то и экзистенциализм, и анархизм неразрывно связаны с такими гигантами мысли из России, как Бердяев, Бакунин, Кропоткин.

Во-вторых, несмотря на неудачу исторической обреченной попытки утвердить в ХХ веке вариант государственного социализма, в ходе этого эксперимента в России были найдены и опробованы близкие Цивилизации Будущего механизмы и системы: экономика установленных целей, общенациональное планирование, деньги только как средство обслуживания экономики, сочетание интернационализма и национализма и другие нормы социальной жизни.

В-третьих, нынешние попытки России развивать постиндустриализм идут в условиях, когда уже очевидны его противоречия, его неразрешимые антиномии. Внедрять то, что будет только временным, не столь уж разумно.

Но не только с позиции Прошлого и Настоящего, но и с позиции будущего Россия исключительно заинтересована именно в Новой Цивилизации.

В своем докладе — «Великодержавность России в XXI веке» — на недавнем съезде Вольного Экономического общества, посвященном его 250-летию, я старался показать, что главным и решающим для будущей России является ее развитие в качестве одного из ведущих мировых центров науки.

Следовательно, внутренние интересы России требуют развития ее в направлении главной тенденции будущей цивилизации — интеллектуализации общества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру