Барселона в Москве: возможно ли

Реплика Олега Бондаренко

Реплика Олега Бондаренко

Недавно я побывал в Барселоне – большом средиземноморском городе,который органично совмещает в себе черты крупного индустриального центра и туристической Мекки. Это мегаполис и курорт в одном флаконе, где рядом с древними стенами Готического квартала и великолепными зданиями в стиле модерн, построенными более века назад блестящей плеядой каталонских архитекторов, можно наткнуться на современные офисы, предприятия и пакгаузы торговых компаний. А потоки людей текут вдоль многокилометровых авенид, параллельно таким же бесконечным потокам машин.

Этот облик города вскоре может существенно измениться. Сегодня в Барселоне разворачивается масштабная градостроительная революция, которая должна всего за четыре года радикальным образом преобразить городское пространство, максимально ограничив движение автотранспорта. Говоря проще, Барселону хотят сделать городом для пешеходов – местные власти планируют закрыть 70% автомобильных дорог, превратив их в пешеходные зоны и высвободив территорию для создания новых пешеходных зон: с парками, кафе, кинотеатрами, выставочными центрами, клубами, спортплощадками и даже бассейнами, – чтобы сделать город максимально комфортным для его жителей. И это при том, что в Барселоне и сейчас немало больших пешеходных пространств. Причем, не только в центре, на переполненной туристами Рамбле, но и на отдаленных окраинах.

Право на въезд внутрь новых пешеходных зон останется только у инвалидов, пожарников и представителей коммунальных ремонтных служб, городских таксистов и врачей «скорой помощи», а также у водителей грузовых машин, которые развозят товары для магазинов. Все остальные жители огромных пешеходных «суперкварталов» будут перемещаться по ним на велосипедах, электромобилях и электроциклах, производство которых специально развернут в рамках проекта. Кроме того, власти продолжат развитие линий метро и пустят на оставшиеся магистрали множество новых автобусов. Они будут следовать с интервалом в несколько минут, и станут альтернативой частному автотранспорту, количество которого снизится на 21%. Не такая большая цена за то, что в городе станет в два раза больше зеленых зон, загрязненность воздуха снизится в два с половиной раза, а уровень городского шума упадет на 50%.

«Через четыре года здесь будет город-сад», – известные строчки Владимира Маяковского будто специально написаны о барселонских реформах, и вполне могли бы послужить эпиграфом к плану реконструкции города.

Этот проект кажется фантастическим и футуристским – однако, он был очень тщательно, до мелочей разработан еще тридцать лет назад, и жители города много лет добивались возможности воплотить его в жизнь. Это случилось, когда мэром города стала Ада Колау – очень популярный в городе левый политик, которая получила известность, организовывая людей на борьбу с коллекторами, выселявшими людей на улицу за долги по ипотеке. По ее мнению, 60 миллионов евро, в которые обойдется этот проект – не слишком большая сумма для того, чтобы Барселона стала «городом для людей, а не городом для машин». К тому же, Колау пообещала, что затраты на изменение городской среды довольно быстро окупятся за счет развития многочисленных коммерческих и социальных проектов, которые будут реализованы на освобожденных площадках, и дадут городу множество новых рабочих мест.

Мэр Барселоны уверена в том, что концепция «пешеходного города» уже вскоре станет общепринятой нормой, и большинство мегаполисов вскоре последуют примеру каталонской столицы. На это указывает популярность «пешеходной реформы» – в ее поддержку выступили даже представители влиятельных профсоюзов транспортников и водителей грузовых автомобилей, которые имеют огромное влияние в Барселоне, с ее историческими традициями профдвижения. Хотя ограничение движения автомобилей может принести работникам этой сферы множество неудобств.

«Мне надоело каждый раз уезжать за город ради чистого воздуха, зелени, тишины. Почему этого не хватает здесь, где я постоянно живу? Мы привыкли считать, что это нормально, но, на самом деле, так быть не должно. Пускай город, наконец, станет нам родным домом, а не чужим офисом, где мы терпим любые условия, чтобы заработать себе на жизнь. Надеюсь, через несколько лет мы будем вспоминать о забитых транспортом улицах, как о кошмаре, а наши дети удивятся, что мы были настолько глупы, позволяя себе жить так, как живем сейчас», – так пояснил причины этой позиции один из активистов этого водительского «синдиката».

Вполне очевидно, что подобные изменения давно назрели в российской столице, позволив Москве в короткие сроки решить ее основные транспортные проблемы. Чтобы преобразовать городскую среду, необходимо сократить количество автомобильных дорог и ограничить движение частных автомобилей, параллельно с развитием системы общественного транспорта. Это позволит на деле улучшить экологическую ситуацию и разрешить транспортные проблемы – поскольку общее сокращение трафика, наряду с появлением новых троллейбусов, автобусов и трамваев, позволит перемещаться по городу удобнее и быстрее, чем сейчас, когда движение критически тормозят автомобильные пробки.

Конечно, можно не сомневаться – многие в Москве тоже посчитают эти планы фантастикой. Ведь в столице России привыкли к неудобной и ненормальной городской жизни. Однако, это плохая привычка, от которой уже давно пора отказаться. Несмотря на некоторые отличия, планировка центральных улиц российской и каталонской столицы во многом совпадает между собой, и наработки барселонских урбанистов могут найти применение в московских реалиях.

Какой могла бы быть такая реформа, если бы проводить ее, опираясь на радикальный опыт Барселоны? Уютные переулки центральной части Москвы давно не имеют большого транспортного значения. Поэтому, на их основе можно без ущерба создать обширные пешеходные зоны, закрытые для движения автотранспорта – за исключением автомобилей муниципальных служб, скорых и такси. В этих своеобразных оазисах не будет проблем с выхлопными газами и шумом моторов – а место беспорядочно припаркованных машин займут пешеходные дорожки и клумбы, террасы открытых кафе, спортплощадки, фонтаны, парковки для велосипедов, и множество скамеек для отдыха. Территория новых пешеходных зон приобретет вид большого парка, и станет удобным пространством для москвичей и туристов, по-новому преобразив исторический центр города. А расположенные рядом крупные магистрали, освобожденные от избыточного количества автомашин, будут обеспечивать постоянное движение общественного транспорта по периметру этих переходных зон.

Впоследствии, когда все центральная часть города будет разгружена от потока частного автотранспорта, такие же озелененные пешеходные территории должны быть обустроены в других районах столицы, все дальше от центра. И если сейчас москвичи чаще всего стремятся отправиться на выходные за город, то, однажды выезд в центральную часть Москвы будет по умолчанию приравниваться к выезду на природу. Это не утопия – именно таким видят среднесрочные результаты своих реформ левые урбанисты – авторы концепции реконструкции Барселоны. И, по их мнению, ничто не мешает внедрить ее в жизнь в любом современном европейском мегаполисе – в том числе, и в Москве.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру