Россияне стали пить меньше

В кризис растет только потребление водки

В это трудно поверить, но наши соотечественники стали меньше потреблять алкоголя. Бесстрастная статистика зафиксировала падение розничных продаж спиртного в стране за первые три квартала текущего года почти на 2%. Правда, это падение не коснулось главного культового напитка нашей страны — водки, которую, как видно, даже кризис не берет.

В кризис растет только потребление водки

Как следует из данных Росстата, с начала года российские потребители купили 816,4 млн декалитров алкогольных напитков — на 1,6% меньше, чем за 9 месяцев 2015-го. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года виски было продано меньше на 8,7%, игристых вин и шампанского — на 4,2%, коньяка и бренди — на 2,3%, пива — на 1,7%, вина — на 1,6%.

По мнению директора исследовательского центра ЦИФРРА Вадима Дробиза, такая динамика свидетельствует о том, что алкоголь интересует россиян все меньше. Впрочем, для любителей горячительного все-таки есть вечные ценности, не подвластные потребительским гримасам кризиса. Речь идет о водке, продажи которой вопреки общему тренду даже выросли — пусть и всего на 0,5% (до 59,4 млн декалитров).

Правда, вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров считает, что статистика по водке свидетельствует не столько о реальном увеличении продаж, сколько отражает выход из тени части нелегальной продукции после внедрения в магазинах Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Эта система призвана отслеживать путь алкоголя от производителя до магазина с тем, чтобы затруднить появление на прилавках контрафакта. ЕГАИС внедрена на производстве крепких спиртных напитков в 2006 году. Ее оператором является Росалкогольрегулирование (РАР). С 1 января 2016 года РАР обязало подключиться к ЕГАИС всех оптовых торговцев алкоголем, а с 1 июля эта норма распространилась также и на розницу.

Данные Росстата во многом совпадают с результатами недавнего исследования отечественного алкогольного рынка, выполненного специалистами Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Они пришли к выводу, что из-за экономического кризиса и снижения доходов наши соотечественники стали не только меньше есть, но и меньше пить крепкого алкоголя. Причем исследователи отмечают, что ассортимент продаж спиртных напитков имеет ярко выраженный сезонный характер. В декабре, к примеру, обычно продается на 2 млн декалитров больше алкогольной продукции, чем в ноябре, и этот всплеск обеспечивается ростом продаж вина, шампанского и водки. Продажи пива, напротив, в декабре минимальны, но к середине лета возрастают на 15–20% по сравнению с началом года.

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин в своем комментарии для «МК» также обратил внимание на сезонность потребления тех или иных спиртных напитков, посоветовав делать выводы об истинных объемах их продаж лишь по итогам года — поскольку, скажем, приближающиеся рождественские и новогодние праздники могут изменить складывающуюся картину.

«На рынке пива падение продаж отмечается уже не первый год, — заметил эксперт, — во многом оно вызвано тем, что существенно упали объемы рекламы этого напитка. При этом, к сожалению, часть потребителей пива переключилась на водку».

По мнению Дмитрия Янина, главную ответственность за это несет правительство, которое в последние два года почему-то особенно трепетно относится к сорокаградусному напитку, не индексируя акциз на него, а в феврале 2015-го даже приняв беспрецедентное решение о снижении минимальной стоимости поллитровки — и это на фоне весьма высокой в то время инфляции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27248 от 8 ноября 2016

Заголовок в газете: Водку кризис не берет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру