По мнению ведущих специалистов в области филологии, настал момент, когда всем нам нужно в срочном порядке требовать от верхов изменения подхода к образованию в стране, ведь нынешние стандарты российского образования полностью не соответствуют требованиям, предъявляемым во всем цивилизованном мире к школам XXI века. В стране практически полностью разрушена не только школьная система изучения русского и литературы, но и вся методическая работа, и нормальная система подготовки педагогов-филологов в вузах.
Что конкретно имеется в виду?
Например, радикально сокращено количество часов, отведенных для уроков русского языка и литературы. В частности, предельно сокращено изучение фонетики и лексики. Из программы исчезло множество основополагающих классических произведений, при этом оставлены далеко не самые важные. Более того: введение тестов, кратких изложений текстов литературных произведений отучают детей размышлять, чувствовать, сопереживать героям, и, как следствие, они вырастают черствыми, меркантильными, зацикленными исключительно на материальной стороне жизни.
«Русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала школьника, поэтому сокращение и изменение программ по русской словесности, повлекшее появление неграмотных и полуграмотных выпускников, — все это следствие откровенной политики разрушения образования. Проблема в том, что различные стандарты и подходы в частности к преподаванию русского языка и литературы придумывают люди, которые ничего не смыслят в филологии, — уверен Всеволод Троицкий, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН имени М.Горького. — А ведь только полноценное образование граждан может обеспечить успешность стране, позволить ей противостоять другим государствам в условиях современных информационных войн. Без этого наши дети скоро будут знать иностранные языки и традиции лучше собственных, а русская культура, наша литература и язык просто канут в прошлое».
По мнению Троицкого, утвержденная в 2016 году государственная «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» абсолютно безграмотна с точки зрения содержания и смысла. И это, по мнению ученого, главная катастрофа, потому что целью данного документа должен был стать курс в сторону спасения гуманитарного образования, а не его окончательное уничтожение.
После революции, вместе с гонением на русскую церковь и культуру, начались и активные попытки полного уничтожения дореволюционной системы образования. В результате всю систему пришлось восстанавливать практически заново, тем не менее благодаря учителям и ученым старой школы, их наследию и опыту, многое хорошее удалось сохранить в перенести в советскую школу. Вот только для этого многим из них приходилось так или иначе противостоять государству, доказывать свое право сеять разумное, доброе, вечное, а не покорно склонять головы перед властью. Будем надеяться, что подобные педагоги в России еще остались и у нас есть шанс сберечь оставшиеся крупицы советского гуманитарного образования для детей XXI века.