Апфельбаум рассказала, как рождалась «Седьмая студия»: «На этом сговор кончился»

Директор РАМТа дала подробные показания в Мещанском суде, пытаясь снять с себя всякую ответственность

Директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум рассказала, что в Министерстве культуры работала с 2006 года. «Пришла на самую низкую должность», — пояснила подсудимая. Впоследствии стала начальником отдела театрального искусства.

Директор РАМТа дала подробные показания в Мещанском суде, пытаясь снять с себя всякую ответственность

Апфельбаум рассказала о том, как появилось поручение президента о поддержке проекта «Платформа». По ее словам, поручение было дано отдельно правительству и Минкульту, что говорило о его важности. Причем в перечне поручений, которые были даны по результатам встречи президента с деятелями искусств, упоминания проекта «Платформа» не было. «В перечне поручений, составленном сотрудниками администрации президента 5 апреля 2011 года, значилась поддержка современной драматургии, кинематографии, инновационных центров в регионах и даже тувинского горлового пения. А проекта «Платформа» там не было. Но, скорее всего, речь идет о том, что отдельное поручение — это отдельный контроль и отдельный отчет министерства, и не выполнить его сложнее», — предполагает Апфельбаум. По ее словам, у этого поручения не стоял срок исполнения, а это означало, что исполнить его следовало в течение месяца.

Второе, что было необычного с этим поручением, как заявила Апфельбаум, —оно дано было одновременно и правительству, и Минкульту.

В пухлой папке, которую Апфельбаум принесла в суд, оказался текст презентации Серебренникова, которой он обосновывал необходимость появления своего проекта. Как значилось из текста, социальная миссия проекта — привлечь нового молодого зрителя. «Это не искусство для искусства, это для тех, кому принадлежит будущее России», — привела Апфельбаум слова Серебренникова, который убеждал президента, что «этой идее необходима государственная поддержка». По его словам, «это возможность для актеров, художников работать здесь, в России».

То есть, как подытожила сама Апфельбаум первую часть своего выступления, было несколько важных моментов: презентация площадки была отписана правительству и Минкульту, а это означает, что вопросы реализации «Платформы» касались не только ведомства. Поручение, которое было дано лично министру культуры, повышало значимость проекта. Документ поступил одновременно и от правительства, и от президента, к тому же, если ориентироваться на регламент правительства, он был несколько избыточен. А это означает, что не исполнить его Минкульт не мог.

А дальше, по словам Апфельбаум, произошло следующее.

Министр культуры расписал документ двум заместителям с изменением стандартной резолюции — приписав от себя, что вопрос необходимо рассмотреть вместе с Серебренниковым.

— Я к этим стадиям не имела и не могла иметь отношения, у меня нет таких полномочий, — заявила Апфельбаум. — Что касается версии о том, что Серебренников получил с помощью Апфельбаум финансирование, то ее несостоятельность, мне кажется, в итоге поняло и следствие. И в этой связи появилась версия, что Серебренников договорился со мной о создании «Седьмой студии». Я утверждаю, что данный процесс мной не проводился, у меня не было соответствующих полномочий. Я была начальником театрального отдела. У меня не было никаких распорядительных функций. Я не могла вести межведомственную переписку.

Все решения, которые принимались на то время (весна 2011 года) по проекту Серебренникова, по словам Апфельбаум, могли приниматься директором департамента и доверенным лицом.

Позднее, в сентябре 2011-го, доверенность на подписание документов была дана и ей.

— Но в марте я этого не знала и ни о чем договориться с Серебренниковым не могла. А в обвинении написано, что мы с мая по август договорились... — заявила Апфельбаум.

По ее словам, не она определяла формы и методы поддержки проекта Серебренникова.

Как рассказала Апфельбаум, было созвано специальное совещание, на котором, впрочем, она тоже присутствовала. Речь на нем должна была идти не только о дополнительных деньгах для проекта, поскольку Минкульту сложно было найти 70 миллионов в год.

— На совещании речь шла не только о том, что нужно выделить деньги. Основной момент, который обсуждался, — это все-таки форма поддержки.

По словам Апфельбаум, Минкульт не мог гарантировать Серебренникову выделение денег через процедуру конкурсных торгов — а торги должны были объявляться на любой проект. Но проблема была в том, что кроме автора проекта претендовать на его реализацию могла любая организация. То есть, как пояснила Апфельбаум, «вы можете предложить авторский проект, а его выиграет другой».

— Серебренников сказал, что это не подходит, потому что это не разовый проект, это не просто привезти в Россию современное искусство. А это на три года. И надо заказывать произведения. И если в какой-то момент другая организация его возглавит, то возникнет проблема. То есть, с одной стороны, был срок — через 10 дней надо было отписывать в правительство, а с другой стороны, обычная процедура конкурсных торгов не подходила, — пояснила Апфельбаум.

И тогда директор экономического департамента Минкульта рассказал Серебренникову о том, что есть еще одна форма господдержки — целевая субсидия.

— Мы не знали о такой форме господдержки. И что можно для конкретного проекта выделить субсидию, никто не знал. Серебренников воспринял это с энтузиазмом, — рассказала Апфельбаум.

Серебренникову также объяснили, что целевая субсидия предназначена для НКО, и рассказали, какие НКО существуют. Он посчитал, что ему подходит автономная НКО более других.

— Собственно, на этом весь предполагаемый сговор закончился. Больше Минкульт ничего не интересовало — ни название организации, ни адрес. Позже Серебренников, сказал, что это будет «Седьмая студия», — рассказала подсудимая.

Именно тогда, по словам Апфельбаум, и была активная переписка с правительством, которое, в частности, запросило и некоторые подробности проекта.

— Поскольку подробности мы сами изобрести не могли, я обратилась к Малобродскому, чтобы он дал информацию по мероприятиям, — рассказала Апфельбаум.

— Вы могли бы объяснить, откуда в вашей жизни появился Малобродский? — спросила Апфельбаум адвокат.

— Серебренников сказал, что он хочет, чтобы директором был Итин, а продюсером Малобродский. Мне было понятно, что от Кирилла Семеновича цифр ждать не приходится, поскольку он личность творческая и обычно для таких вопросов привлекаются специалисты, — рассказала Апфельбаум.

После того как в правительство был направлен второй доклад Минкульта, в который уже были включены все подробности проекта, полученные от Малобродского, от правительства поступило второе поручение.

— Это было прямое поручение правительства на выделение дополнительных средств на «Платформу». Ни организовать, ни пролоббировать такое поручение, как вы понимаете, я никак не могла, — заявила Апфельбаум.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27844 от 27 ноября 2018

Заголовок в газете: «Седьмой студии» не дали сговориться

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру