Глава ВЦИОМ про опрос о храме: «Конспирология — это болезнь»

Валерий Федоров: «Думаю, власти нашу информацию должны учесть»

Опрос ВЦИОМ, показавший, что 74% жителей Екатеринбурга считают сквер у театра драмы неудачным местом для строительства храма, вызвал недовольство и у сторонников строительства (что понятно) и у противников (что удивительно). А главное — непонимание. Многие решили, что вопрос закрыт. На самом деле это не так. Чтобы прояснить ситуацию, мы побеседовали с главой ВЦИОМ Валерием Федоровым.

Валерий Федоров: «Думаю, власти нашу информацию должны учесть»

Напомним, что активные протесты против строительства Храма Святой великомученицы Екатерины начались 13 мая и продолжались почти неделю. Были задержанные, происходили стычки сторонников и противников. Ситуация дошла до президента Владимира Путина, который предложил решить судьбу храма путем опроса.

ВЦИОМ провел опрос практически сразу после этого. Он показал, что подавляющее большинство горожан (74%) считают сквер неудачным местом для строительства, при этом 58% хотят, что храм должен быть построен в другой части города, а 18% жителей Екатеринбурга вообще против храма. В результате многие посчитали, что опрос ВЦИОМ — это окончательное решение вопроса.

Масла в огонь подлило заявление губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в инстаграме, которое многие трактовали как принятие им решения об исключении сквера из перечня возможных мест размещения храма. На самом деле он всего лишь собирался обратиться с такой просьбой к главе Екатеринбурга Александру Высокинскому.

В четверг Высокинский заявил на встрече со сторонниками строительства, что он «не готов вычеркивать сквер у Драмтеатра из шорт-листа голосования. Если мы убираем эту площадку, то влияем на опрос (имеется в виду, вероятно, официальный опрос, который готовят местные власти - «МК»). Я приду к Евгению Куйвашеву и расскажу об итогах встречи, будем это обсуждать».

Сторонники строительства, в том числе Екатеринбургская епархия, заявили, что опрос ВЦИОМ не показывает истинного положения вещей, поскольку многие узнали о храме только из-за протестов.

Противники строительства, несмотря на результаты опроса, обвинили социологов в работе на власть и нечестном проведении исследования.

Прояснить ситуацию с опросом и этими обвинениями мы решили у руководителя ВЦИОМ Валерия Федорова.

- Екатеринбургская епархия обвинила ВЦИОМ в том, что опрос не показал истинной картины, поскольку публика была разогрета протестными настроениями.

- Действительно, опрос был проведен в момент, когда публика разогрета. Если вы знаете, как этот разогрев снять, скажите. Но опросы проводятся в любом состоянии населения. Они, собственно говоря, и проводятся, чтобы замерить уровень разогретости.

До того, как мы провели исследование, можно было только догадываться, какая доля жителей города считает эту проблему важной, какая доля вообще о ней информирована, какая занимает какую-либо позицию. Наш опрос дал очень ценную информацию для всех. Для епархии, для губернатора, для мэрии, для протестующих, для православных активистов.

Что они сделают с этой информацией? Думаю, они должны ее учесть и дальше строить свои стратегии на ее базе. Тут есть два варианта. Ты ее учитываешь и корректируешь свою стратегию. Так, например, губернатор поступил. Он уже сказал, что с учетом этих данных место в сквере для храма не годится и нужно искать другое. Не стал биться головой об стену и говорить — ужасный опрос, всё вранье и так далее. А можно говорить — это всё чушь собачья, это всё неправильно, мы всё отрицаем. Ну, отрицай. Ну и что? Это объективная реальность. Я надеюсь, что в епархии умные люди сидят. В Екатеринбурге прекрасный епископ. Я его знаю лично. Убежден, что это его высказывание, это скорее способ ободрить сторонников строительства храма. Тех, кто сегодня находится в унынии и не понимает, что же делать дальше.

- В епархии говорят, что опрос не легитимный...

- Епархия абсолютна права в том смысле, что это только исследование, а не повод для принятия окончательного решения. Мэрия готовит сплошной опрос и он уже будет иметь юридическую силу. Тут у нас никаких противоречий нет. Мы свой опрос никогда и не выдавали за что-то, имеющее юридическую силу. Подчеркну, у нас только исследование.

Понимаете, в чем закавыка — у нас опрос, на сайте «МК» тоже опрос можно провести, а там у мэрии опрос. Слово одно, но статус разный. У нас статус чисто научно-исследовательский. А тот опрос, который хочет мэрия провести, это уже некое политическое действие. Выбор, который люди должны сделать. Надо бы слово какое-то придумать, которое позволило бы не путать эти две процедуры.

- Ряд СМИ обвинили ВЦИОМ в предвзятости, работе на действующую власть. Якобы опрос был построен таким образом, чтобы получить нужные властям результаты.

- Если результаты опроса опровергают сам посыл, то эти гипотезы ничтожны. Уровень подготовки журналистов наших либеральных СМИ ужасающе низкий. Поэтому на профессиональные темы с ними беседовать бессмысленно.

- «Независимые» социологи в тех же СМИ предположили, что опрос ВЦИОМ позволит в конечном итоге властям составить уже свой опрос таким хитрым образом, чтобы получить нужный результат.

- Конспирология — это болезнь современного мира. Мы все ей больны — патриоты и космополиты, либералы и почвенники, русские и американцы. Один из наших опросов показал, что каждый второй россиянин верит в существование тайного мирового правительства. Уверен, что в других странах этот процент не меньше. Поэтому давайте, изобретайте все новые и новые конспирологические схемы. Переубедить их сторонников невозможно. Верите? Верьте. Главное нам не мешайте.

Читайте материал «Почему борьба за храм в Екатеринбурге может привести к революции»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27979 от 24 мая 2019

Заголовок в газете: Спроси и сохрани

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру