Судьба жалобщика

Многолетний спор Пономарёва с ИКЕА подходит к концу

Теперь фемида будет размышлять над тем, какое наказание будет справедливым для подсудимого, и вынесет вердикт 9 июля. Ранее прокурор по совокупности затребовал для фигуранта 8,5 лет колонии общего режима, сам же Пономарёв свою вину отрицает, заявляет, что в его действиях не было «общественной опасности», хотя и признался, что манипулировал правосудием. Как напоминает портал Legal.Report, в своём последнем слове подсудимый подтвердил, что создавал «основания для обращения в суд». А ресурс Право.ру зафиксировал признание Пономарёва в том, что встреча, давшая началом манипуляциям, имела «постановочный» характер.

Другая же интрига состоит в том, что скоро начнется новый судебный процесс по более тяжким преступлениям – мошенничество и уклонение от уплаты налогов.

Многолетний спор Пономарёва с ИКЕА подходит к концу

Итак, история бывшего аудитора Константина Пономарёва, который специализировался на судебных тяжбах со своими клиентами подходит к логическому завершению. А ведь чего только не делал когда-то удачливый жалобщик, чтобы не платить государству налоги. Но в итоге всё-таки оказался в следственном изоляторе, а его судебные манипуляции по некоторым эпизодам фемида только-только закончила разбирать. Впрочем, они достойны внимания не только людей в мантиях, но и самой широкой общественности.

Непростая история взаимоотношений ныне подсудимого Пономарёва и одного из крупнейших международных инвесторов в экономику России началась более десяти лет назад. В 2007-2008 годах ИКЕА арендовала у него передвижные электрогенераторы, а затем долго не могла их вернуть. Пономарев отказывался забирать оборудование, поскольку ему так было выгодней: аренда капала, а там еще проценты и прочее. В итоге суды, досудебное соглашение и астрономическая сумма на счету пономаревской компании.

Придя к столь невероятному успеху, экс аудитор, очевидно, решил, что и с государством можно не стесняться. Действительно, не платить же ему свыше 8 миллиардов в виде налогов? Так и началась знаменитая пономарёвская эпопея с судебными разборками между аффилированными фирмами, ложными доносами (по утверждению прокуратуры было четыре таких эпизода), подкупом свидетелей (в Люберцах сразу три свидетеля – Ромашова, Исаев и Власенко – сознались в том, что фигурант предлагал им деньги) и многим другим. В самом деле, с разработанной подсудимой схемой по уклонению от выплаты налогов познакомиться весьма любопытно.

Если не брать в расчет законность подобных манипуляций, то золотой парашют Пономарева стал абсолютным мировым рекордом как по объему, так и по сроку, проработанному в компании.

Очевидно, что подобная схема с белыми нитками, не могла пройти мимо налоговиков. СКР также готовилось возбуждать уголовные дела. По версии следствия, это и стало для него причиной перейти к активной защите и использовать в своих целях правосудие.

Как считают правоохранители, Пономарёв инсценировал в подмосковном Раменском ряд гражданских и уголовных процессов с участием граждан Власенко и Исаева, а также мирового судьи Наталии Богуновой. Первым было обещано в общей сложности $120 тыс., а представительница фемиды, похоже, использовалась втёмную.

Цель процессов была очень проста. Обвинить себя в незначительной клевете, но внести в мотивировочное решение суда за синей печатью формулировки, из которых бы следовало, что схема абсолютно законная и государству он ничего не должен. Юридически это называется преюдиция.

По версии следствия, пономаревский адвокат Максим Загорский даже передал Богуновой для подготовки мотивировочной части приговора заранее составленный текст, в котором Константин признавался «добросовестным налогоплательщиком». И это сработало! 13 мая 2015 г. два уголовных дела о неуплате налогов были закрыты постановлениями за подписью первого зампрокурора г. Москвы А.В. Козлова, сославшегося как раз на вердикт Богуновой.

О решениях Богуновой и налоговики, и Следственный комитет РФ, возбуждавший в отношении Пономарёва уголовные дела, узнали только из постановлений Козлова.

Оспаривая решения мирового судьи, в мае 2015 г. ИФНС №10 подала апелляционную жалобу с требованием убрать из мотивировочной части решения Богуновой не относящиеся к делу обстоятельства.

При этом налоговики просили оценить довод «о наличии целенаправленных действий участников уголовного процесса, направленных не на привлечение обвиняемого Пономарёва К.А. к уголовной ответственности за клевету, а на получение судебного акта, в котором установлены фактические обстоятельства… которые в гражданском процессе могут быть использованы как установленные судом факты, не подлежащие доказыванию вновь». Иными словами, истцы заявляли о намеренном характере судебных манёвров, имевших целью обеспечить в мотивировочных частях приговоров формулировки, опираясь на которые иные суды могли бы принимать решения в пользу Пономарева.

Спустя только год, 23 марта 2016 г. Раменский городской суд Московской области изменил приговор Богуновой, исключив из него доводы, послужившие для отмены постановлений СК РФ о возбуждении уголовных дел.

Дорога в Красный

Следующий акт «преюдиционной» драмы разыгрался на более серьёзном удалении от Москвы. Осенью 2015-го Пономарёв сменил регистрацию, перепрописавшись в деревне Аносово Краснинского района Смоленской области. А уже 29 декабря в местном Краснинском районном суде состоялось грандиозное заседание, в ходе которого представительница фемиды Ирина Цуцкова признала неправомерным решение фискалов о привлечении Пономарёва к ответственности. Кроме того, в вердикте оговаривалось, что полученную фигурантом сумму в 25 млрд. рублей по договору хранения «нельзя признать его доходом, потому что она имеет заёмный характер».

Впрочем, это не единственное решение, вынесенное судьёй Цуцковой по искам предпринимателя. Представительница краснинской фемиды неожиданно вошла в десятку лучших в России по версии новостного агентства РАПСИ. А Пономарёв из глубинки смог дотянуться до ИКЕА, наложив арест на средства компании в размере около 10 млрд  рублей, после чего ретейлер заявил об угрозе своему бизнесу в России.

А ещё судебные претензии были предъявлены госкорпорации «Кубаньэнерго», с которой Пономарёв потребовал более 5 млрд. рублей за аренду все тех же генераторов, отправленных энергетиками в Крым и якобы не возвращенных. Правда, новая цель в итоге стала фатальной ошибкой. Вопрос национальной безопасности всё-таки. Впоследствии Цуцкова ушла в отставку, хотя возраст позволял ей ещё работать и работать. А Пономарёвым вновь и на этот раз очень серьёзно заинтересовались правоохранительные органы.

Все вердикты, вынесенные в Красном, были последовательно отменены вышестоящими инстанциями. И арбитражной карьере нашего героя, по всей видимости, пришёл конец.

Развязка

По состоянию на сегодня Константин Пономарёв обвиняется в покушении на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159), уклонении от уплаты налогов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ), а непосредственно в суде сегодня рассматриваются обвинения в заведомо ложном доносе (ч. 3 ст. 306).

Уголовное преследование по 307 УК РФ «Заведомо ложные показания» было прекращено в связи с истечением сроков давности и отказом обвиняемого доказывать свою невиновность. Статья 198 УК РФ была закрыта прокуратурой на основании решений судьи Богуновой и не возобновлено в связи с истечением сроков давности.

По оценке наблюдателей, прокуратуре удалось показать мотив, а также процесс инсценировки и создания искусственных доказательств. На вердикт судья взяла месяц. Так что девятое июля станет большим событием в судебном мире, поскольку в преступлении против правосудия станет понятно, насколько система сама способна себя защищать при наличии потенциального давления в размере 25 миллиардов рублей, судьба которых так до сих пор не известна.

Справка

Константин Пономарёв родился в 1971 году, закончил Российскую экономическую академию имени Плеханова. Среди его однокурсников был будущий аудитор, задержанный по делу инвестфонда Hermitage Capital, Сергей Магнитский.

В лихие 90-е Пономарёв сначала торговал таймшерами, а потом устроился на работу в юридическую фирму «Файерстоун Данкен». Однако в 1997-м покинул её со скандалом.

И тут не было бы счастья… Оказавшийся не у дел Пономарёв быстро нашёл «золотую жилу»: принялся предоставлять самым разным компаниям дизельные генераторы во временное пользование, после чего подавал на арендаторов в суд и получал неплохие отступные. В частности, от действий сутяжника пострадала «дочка» британской Raven Russia ЗАО «Торос»,ИКЕА, «Строительное управление – ГС»,часть строительной империи Олега Дерипаски, а также «Кубаньэнерго».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру