Детей из пострадавшего от Иркутского наводнения города отправили куда подальше

Отдых в заброшенном лагере понравился не всем

Родители детей из города Нижне-удинска Иркутской области, который попал в зону подтопления, очень радовались, когда ребятишкам представилась возможность отдохнуть в детском оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка», который располагается недалеко от села Мыс Доброй Надежды, в Сасовском районе Рязанской области.

Но дети вместо «Лесной сказки» попали в «лесной фильм ужасов».

Лагерь — частное учреждение, три года он не функционировал, его открыли перед самым приездом детей из пострадавших от наводнения районов.

О том, в какие условия попали дети, рассказала «МК» мама одного из мальчиков Ирина Харитонова.

Отдых в заброшенном лагере понравился не всем

— Путевки в оздоровительный лагерь нам предложили в школе, — рассказывает Ирина Харитонова. — У нас дома были затоплены: у кого по подоконник, у кого под потолок. И мы хотели хоть какую-то радость привнести в жизнь детей, чтобы они отдохнули, получили положительные эмоции. Положение у всех, кто оказался в зоне подтопления, сейчас незавидное. Но наскребли последние деньги, чтобы собрать в лагерь детей. Написали на имя директора школы заявление с просьбой выделить путевки.

— У вас был выбор, в какой лагерь отправить сына?

— Часть детей, 180 человек из Нижнеудинска, отправилась в лагерь, который находится в городе Ейске на Азовском море. И другая часть, 179 ребятишек, поехали под Рязань, в том числе и наш сын. Выбора у нас не было. На тот момент, когда я пришла в школу, нам предложили только «Лесную сказку». Мы в Интернете нашли сайт лагеря. Там были размещены красочные фотографии, деревянные корпуса располагались в сосновом бору… Единственное, что нас сразу насторожило, — снимки были датированы 2015 и 2016 годами. Мы подумали, что, может быть, администрации лагеря не до сайта, они его просто не обновляют.

— Сколько времени заняла дорога?

— Дети ехали на поезде 3,5 суток. На место они приехали в пятницу утром, 9 августа. Увидев, в какие попали ужасные условия, стали звонить родителям. Как потом выяснилось, этот лагерь уже три года как не работал…

— То есть лагерь открыли специально под программу помощи детям из подтопленных районов Иркутской области? 

— Именно так: этот лагерь — частный, владельцы, видимо, хотели получить выделенные деньги, нажиться на нашей беде, на наших детях. Ребятишек они обвинили в неблагодарности, сказали: «Вы приехали из Сибири, из такой дыры! У вас что там, условия лучше? Что вы выпендриваетесь?!» 

— В каком состоянии был лагерь?

— Работники даже не попытались его отмыть. Когда дети приехали, им дали тряпки, ведра и сказали: «Идите отмывайте для себя кровати и располагайтесь». Мой ребенок звонил мне и говорил: «Мама, здесь все окна в дохлых мухах…»

Матрасы были сырыми. Дети спали в одежде, многие — в куртках. В комнатах не было даже дверей, только висели шторы. В спальнях в стенах были дыры, а еще — клопы. Теперь, когда сын вернется домой, все вещи его придется обрабатывать. Ни одна карусель, ни одни качели в лагере не работали. Все было сломано. Под одной воспитательницей ночью сломалась кровать.

Несмотря на то что дети добирались до места в душном вагоне трое с половиной суток, помыться они не могли. Там были душевые только с холодной, ледяной водой. А погода стояла дождливая. 

Перед отъездом нас всех заставили купить плавательные шапочки — мы отдали за них 400 рублей, нам сказали, что без них детей не допустят в лагере в бассейн. Дети приехали — а там нет никакого бассейна!

— Детей в лагере по прибытии принимал медперсонал, как это положено по санитарным нормам?

— В лагере не было ни врача, ни медсестры. Один из мальчиков простудился: его в поезде сильно продуло. У него началась ангина, поднялась высокая температура. Медика в лагере не оказалось, воспитательница не знала, что с заболевшим ребенком делать.

Не был организован и питьевой режим. Дети что-то могли попить только на завтрак, обед и ужин.

— На территории лагеря были фонтанчики с питьевой водой?

— Они были, но пить из них дети не отваживались. Я вам пришлю фотографии: у нас в туалете дома чище, чем эти фонтанчики… Когда родители подняли шум, в лагерь в субботу вечером приехали работники МЧС, развернули свои палатки и, слава богу, привезли детям питьевую воду.

Я сама — бывший работник Роспотребнадзора и прекрасно знаю, что в первую очередь должен быть налажен питьевой режим, также должен соблюдаться температурный режим.

— Как обстояло дело с питанием?

— На завтрак детям дали омлет — порция была размером со спичечный коробок. У меня есть соответствующие фотографии. А ведь среди ребят были и 15-летние парни. Разве они могли этим омлетом наесться? Причем еду детям подавали холодной. В здании кухни были разбиты окна…

Вчера по программе ребят должны были повезти в кинотеатр на мультфильм, но сказали им: «Мы на вас обиделись, раз вы решили покинуть лагерь, никуда вас не повезем». Дети оказались виноваты, что они такие требовательные! Ребята звонили и плакали: «Заберите нас, пожалуйста, отсюда».

Мы с родителями пытались дозвониться до директора лагеря, но она так ни разу и не ответила.

— В скором времени в лагерь приехала комиссия?

— Перед приездом вице-губернатора и прочих высоких чинов администрация лагеря в срочном порядке закупила детям новые матрасы, подушки и одеяла. Также привезли в лагерь новые тумбочки, которые собирали прямо во дворе. И наконец-то приготовили вкусный ужин. Наши дети сказали: «Спасибо, что приехала комиссия, мы хотя бы хорошо покушали».

— Какие меры были приняты?

— В субботу вечером нас обнадежили, сказали, что все наши дети, 179 человек, поедут в лагерь «Орленок», который располагается в Евпатории. А теперь, как оказалось, наши дети уже никуда не едут. Они возвращаются домой…

После жалоб родителей в лагере прошла прокурорская проверка. «Допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей, а также к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В отношении директора лагеря возбуждено дело об административном правонарушении», — пояснили в пресс-службе прокуратуры. Это отрадно, но почему в принципе детей, которые и так настрадались, поселили в такие условия?

«МК» тоже попытался связаться с директором детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка» Маргаритой Суриковой. На сайте лагеря указан один-единственный сотовый телефон. Трубку никто не брал.

***

Нам удалось, в свою очередь, поговорить с Уполномоченным по правам ребенка в Рязанской области Екатериной Мухиной, которая только что вернулась из лагеря «Лесная сказка».

-Сразу хочу сказать, что лагерь «Лесная сказка» – самый худший лагерь в Рязанской области, – говорит Екатерина Борисовна. - Но три смены наших детей там уже отдохнули, и из этого лагеря ко мне не поступило ни одной жалобы. В «Лесной сказке» – щитовые домики, есть как холодная, так и теплая вода. Там благоустроенные туалеты, но есть кабинки, где нет шпингалетов. Директор лагеря объяснила, что их вырвали дети, отдыхающие в третью смену. Там хорошее, усиленное питание. Там нет угрозы жизни и здоровью детей. И тем более, нет и не может быть никаких клопов. Но, конечно, очень хотелось бы, чтобы лагерь был более комфортабельным. Чтобы корпуса были выкрашены в более яркие цвета.

В этом году очень подвела погода. Вчера после обеда, когда мы провожали детей, и уже светило солнце, многие из ребят уже начали говорить: «А можно мы останемся?..»

В развитии конфликта Екатерина Мухина винит взрослых.

-Все началось с того, что на сайте лагеря жители Иркутской области, кто отправил детей в лагерь, обнаружили, что путевка стоит 14 тысяч рублей. Смена длится 21 день. Лагерь — частный. В свою очередь, когда в нашем министерстве образования Рязанской области узнали об этом, сразу вышли на минсоцзащиты Иркутской области, и стали убеждать, что не надо везти детей в «Лесную сказку». И предложили на выбор еще пять лагерей. Но в Иркутске, в минсоцзащиты, сказали, что их устраивает именно этот выбранный вариант, где путевка стоит 14 тысяч рублей. В результате, нас не услышали.

В свою очередь, мы говорили хозяйке «Лесной сказки», что не надо этого делать, потому что дети - особые, они пережили стресс, им нужно создать очень теплые условия. Но услышали в ответ: «Мы их отогреем, все будет хорошо». Директор лагеря взяла всю ответственность на себя.

Дети, как только приехали в лагерь, уже были настроены на то, чтобы уехать отсюда, и непременно на море. Потому что часть детей в поезде, в котором они ехали, отправилась в лагерь на Азовском море. Они друг с другом в соцсетях постоянно переписывались.

- Прокурор и специалист Роспотребнадзора выявили в лагере многочисленные нарушения. Это касается и санитарно-эпидемиологических требований, и организации питания. Почему лагерь «Лесная сказка» вообще был открыт, как он получил соответствующее разрешение?

-Вы знаете, я ведь тоже была в этой комиссии. У нас было очень острое желание закрыть этот лагерь. Еще до приемки в лагерь приехали представители МЧС, сделали кучу замечаний. Директор тут подлатала, тут подкрасила... В Минобразования Рязанской области стали, в свою очередь, приходить коллективные заявки, чтобы предоставили места в «Лесной сказке». Ну что, поехали принимать. Вроде все хорошо, вода теплая есть...

- Дети говорили, что вода в душе была только холодная.

- Очень многие дети были негативно настроены. Этому поспособствовали сопровождающие учителя, которые приехали вместе с детьми. Я бы поставила им большой, жирный «минус». Их было 12 человек. Они работали над тем, чтобы выискать самые узкие, самые плохие места. И посылали сделанные в лагере фотографии родителям ребят.

В свою очередь, в лагерь были отправлены машины, чтобы каждому ребенку в домике дать по второму одеялу, поскольку было холодно, и по второму матрасу, чтобы мягче было спать. Ребята от всего этого отказались.

Многие из детей бросали печенье в урны, утверждая, что оно заплесневелое. Вчера я зашла в один из домиков, увидела пачку печенья, спрашиваю, это то самое печенье? Мне говорят, да. Я попробовало — нормальное печенье. Говорю: «Вас не учили, что нельзя выбрасывать хлеб и хлебобулочные изделия?»

Екатерина Мухина говорит, что постоянно находится на связи с уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области Светланой Семеновой.

- Ребятишки приехали в шортиках и футболках. Им сразу купили теплые вещи. Есть счет-фактура на сумму 189 тысяч рублей. Ребят одели в толстовки и куртки. Дети сейчас находятся в дороге, возвращаются домой. Им ехать обратно трое с половиной суток. Мне больно осознавать, что от неправильного поведения взрослых страдают дети. 17 августа в Нижнеудинск прилетит уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, будет досконально разбираться в ситуации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28047 от 13 августа 2019

Заголовок в газете: Лесная сказка и печальная быль

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру