"Москва! Звонят колокола..."

Памяти Юрия Лужкова

Эти слова из марша о Москве не часть гимна Москвы, но Юрию Михайловичу марш нравился.

Памяти Юрия Лужкова

Многое из добрых дел Ю.М.Лужкова должно быть известно, что-то знают немногие, а хотелось бы, чтобы знали побольше.

Конечно, вспомнят г. Севастополь и крейсер «Москва». Тяжелые годы для российского Крыма, его жителей и ВМФ России. Крейсер «на балансе» г. Москвы, жилые дома для моряков. Ряду официальных лиц в России и в Украине эта его деятельность очень не нравилась. Москвичи вспомнят МКАД. До ее реконструкции эта дорога была и темна, и опасна. Московская доплата к пенсиям тоже памятна.

В 1990-е (знают немногие) шли постоянные суды с «чубайсовскими воронами», которые хотели под свою нелегитимную приватизацию выклевать из Москвы любые лакомые кусочки.

Мы были исполнители, но во главе центростремительного движения стоял Ю.М.Лужков.

Храм Христа Спасителя. Долго бы еще не звенели его колокола. Думаю, здесь немного подробнее о внутреннем человеке Ю.М.Лужкове. Это важно и интересно, т.к. и свидетелей почти не осталось.

1992 год. Дело к ночи (работали до 2–3 часов ночи). Звонок Лужкова: зайди. Текст: «А что если начать восстанавливать храм Христа Спасителя? Я уже бассейн потихонечку закрываю. Надо бы согласие патриарха. Можем к нему попасть?»

Попали следующим днем. Благословение получили, а ведь в ту пору Ю.М.Лужков не был крещен.

Кто-то скажет: гордыня, прославиться хотел. Что ж, дай и вам Бог, «гордецы», такого проявления своей гордыни, хотя все, что во славу Божию, «не нам, не нам, но имени Твоему».

Все воссоздание храма стоило дорогого не только на деньги, но и на нервы: сколько было ругательных публикаций и сколько угрожающих писем от обиженных «пролетариев». Много лет Ю.М.Лужков был сопредседателем Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя.

В 1992 году только Ю.М.Лужков твердо поддержал патриарха Алексия II в вопросе о передаче всех храмов и монастырей г. Москвы в юрисдикцию Московского патриархата без передела с РПЦ за рубежом, что тогда могло привести к массе конфликтов.

Первый микроинфаркт мэра Лужкова — май 1993 года. Первомайский митинг мэрия разрешила у парка Горького. Места — хоть отбавляй. Но им захотелось пойти на Воробьевы (для них Ленинские) горы. На площади Гагарина их остановили. Все это было согласовано с Кремлем. Никто из митингующих не пострадал. Погиб наш омоновец. Все организаторы незаконного шествия разбежались кто куда (как обычно). Но следующим днем резкая публичная выволочка от Б.Н.Ельцина. Для Лужкова это был первый удар в спину, но не последний. До этого и воссоздание храма Спасителя Ельцин регулярно просил притормозить.

Следом — нарочно подзабываемый сентябрь-октябрь 1993-го. Ю.М.Лужков вместе с патриархом ведет переговоры с белодомовцами о мирном разрешении юридического конфликта. В начале октября стало ясно, что для «красных» и иже с ними белодомовцев патриарх не авторитет — будет война. Патриарх благословил забрать из Третьяковки икону Владимирской Божией Матери: спасла от ханского нашествия, спасет и сейчас. С Божьей помощью забрали, помолились в Елоховском соборе, но верующие икону из храма выпускать не хотели категорически.

Выход нашел Ю.М.Лужков, пообещав устами патриарха, что после разрешения конфликта икона будет возвращена РПЦ.

Слово сдержал и в первых числах октября подписал у Ельцина указ «О воссоздании исторического облика Красной площади», которым воссоздавались Казанский собор, Иверская часовня и т.п., включая возврат РПЦ икон Владимирской и Троицы (А.Рублева). Жаль, что масонские звезды над Кремлем, которые надлежало заменить на исторические символы Государства Российского, все еще на месте.

Май 1995 года. 50-летие Победы. Опять кремлевская «засада». Устная установка Ю.М.Лужкову: шествие от Белорусского вокзала запретить, на Красную площадь и к Вечному огню не пускать, скромный парад у Поклонной горы.

Еще масса живых и здоровых ветеранов: все равно пойдут, и никакой спецназ их останавливать не захочет. Пришлось проиграть в Басманном суде иск заявителей шествия к мэрии. Проиграли 8 мая — суббота, а 9 мая суды не работают (не обжалуешь).

Вспомним, кстати, что изначально и охрана патриарха — инициатива Ю.М.Лужкова. В октябре 1993-го он отдал 12 человек своей милицейской охраны уезжавшему в Переделкино патриарху.

То, что Ю.М.Лужков умел принимать решения, известно, но и имел смелость, где-то до безрассудства. Ночь штурма «белодомовскими» помещения мэрии (здание бывшего СЭВ), Останкинской телестудии. Мне позвонил начальник ГУВД г. Москвы В.И.Панкратов и предупредил, что на крышах снайперы и лучше задернуть шторы на окнах. Стол мэра в его кабинете как раз напротив окна слева и конька крыши соседнего здания Минобрнауки РФ. Но штору закрывать мэр резко запретил: пусть москвичи видят, что мэрия работает.

Собственно, все три дня режима ЧП власть была в руках мэра Лужкова, он и решал и координировал действия силовиков. Стрельба из танков по Белому дому это уже не он.

Перед первой чеченской войной только он принял муфтиев Чечни, знавших путь к ее «минимизации» (все позже были убиты боевиками). Пытался их вывести на Кремль, но там от встречи уклонились, на общероссийские телеканалы не пустили.

У Юрия Михайловича рождались дочки, и он был любящим отцом. Некогда нескладный оратор, он научился грамотно и логично выстраивать свою речь. Научился на любительском уровне вполне понятно объясняться по-английски. Не шибко спортивный от природы по физическим данным, он хорошо сидел в седле. В футболе (в центре нападения, конечно) с 1992 по 2010 год ловко забивал голы (даже Р.Дасаеву). Не любил проигрывать, и поэтому наши футбольные поединки (2 раза в неделю) нередко продолжались гораздо более положенных 90 минут. Все остальное — дома Сити, дороги в городе — это не бесспорно, но вторично.

Юрий Михайлович скончался в день праздника иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В московской Первой градской больнице, которую в начале 90-х его усилиями удалось увести от приватизации и где Ю.М.Лужков был сопредседателем попечительского совета Свято-Дмитровского училища сестер милосердия, он провел реконструкцию храма как раз иконы Божией Матери «Знамение», которой молятся о прекращении бедствий и защите от воров. Воров-приватизаторов в Москве он победил, бедствия как мог прекращал.

Поэтому все-таки эти слова светского марша — для него: «Москва — звонят колокола, Москва — сияют купола… Москва — по золоту икон проходит летопись времен».

С.Е.ДОНЦОВ, бывший нач. госправового управления

мэрии Москвы, помощник мэра по борьбе с организованной преступностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру