Эксперт объяснил отсутствие снега в Москве «атмосферной рекой»

Опасность представляет именно небольшое количество осадков, а не высокая температура

Начало января стало аномально теплым не только в Москве и ее окрестностях, но и почти по всей России. В европейской части страны сейчас на 4-8 градусов теплее, чем в среднем за историю наблюдений; на Дальнем Востоке и в Сибири температура и вовсе на 10 и более градусов выше привычной. «Подводит» даже полюс холода – Якутия: там сейчас на целых 20 градусов теплее средних многолетних значений. «МК» узнал у специалистов, в чем причина такой аномалии и какими могут быть последствия такой теплой зимы для нашей жизни в 2020 году. Оказалось, отсутствие мощных снегопадов куда опаснее, чем плюсовые температуры…

Опасность представляет именно небольшое количество осадков, а не высокая температура

Хотя достоверные прогнозы погоды можно делать максимум на 10 дней, в мире сейчас существуют методики субсезонных и сезонных прогнозов – то есть синоптики учатся предсказывать погоду на два-три месяца вперед, рассказал «МК» Владимир Семенов, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН. На основании истории многолетних наблюдений выстраиваются аналогии, и в результате можно предполагать не абсолютные значения температуры, но их отклонения от нормы. В некоторых странах – в число которых Россия, увы, пока не входит – суперкомпьютеры позволяют делать достоверные прогнозы на три месяца.

Хотя есть ряд ситуаций, которые все равно невозможно предсказать, отмечает климатолог. 

- Что касается этого года, то средняя температура этой зимы, пожалуй, уже в любом случае останется аномально высокой, - соглашается Семенов. – Сейчас видно, что в районе Исландии существует значительный атлантический циклон, движущийся на запад. Это означает, что до самой середины января аномально теплая погода нам обеспечена. Впрочем, это не уникальный случай: можно вспомнить, скажем, зиму 1973 года, когда средняя суточная температура была почти -1 градус: это означает, что днем столбик термометра поднимался в среднем до +2 - +3 градуса. И таких зим было много.

По словам эксперта, характер зимы в Европейской части России во многом определяется Северо-Атлантическими колебаниями атмосферного давления. Оно,как правило, понижено над Исландией и повышено над Азорскими островами – разница давления между этими двумя точками определяет силу переноса теплых воздушных масс с Атлантики к востоку. Похоже, в этом году «атлантические качели» аномально сильны.

- Причины, от которых зависят эти колебания, пока не установлены точно, здесь много внешних факторов, - отмечает Владимир Семенов. – Для нас этот фактор пока является во многом случайностью. От этого же колебания давления зависит и количество осадков, подчеркнул климатолог. В частности, больше всего осадков при таком режиме, как сейчас, выпадает в Норвегии, Средиземноморью угрожает сушь, а вот средняя полоса России находится на границе этих трендов. 

- И вот аномально малое количество осадков действительно удивляет, - говорит Семенов. - Циклоны и атмосферные фронты проходят один за другим, а осадков нет. Почему – с кондачка не объяснить. Но есть такое понятие – «атмосферная река»: более половины всей атмосферной влаги переносится по довольно узким. маршрутам. Чуть меняется маршрут этой «реки» - и вот уже в одном месте слишком влажно, в другом слишком сухо.

Малоснежная зима представляет реальную опасность – прежде всего, для сельского хозяйства, подтверждает гидролог, специалист по водным ресурсам Михаил Болгов. Уже сейчас многим гидроузлам приходится сбрасывать излишнюю воду – зимой обычно этого не делают, поскольку осадки накапливаются на берегах в виде снега. Что будет весной – пока невозможно предсказать.

- Вообще-то, я пока не уверен что осадков в целом сейчас мало, - поясняет Болгов. – Идут дожди, почва увлажняется; дефицита водных ресурсов мы, может быть, и не получим. Другое дело, что не накапливается снежный покров – не создаются запасы воды к началу весеннего половодья. Если таких запасов не накопится, проблемы будут как водохозяйственные, так и экологические.

Жизнь рек в России приспособлена к ежегодному половодью, подтопляющему пойменные земли, рассказывает Михаил Болгов. Если этой фазы не будет, то на естественных (то есть не зарегулированных плотинами) реках ухудшится биологическая продуктивность: прежде всего, меньше будет рыбы, которая во время половодья просыпается и активно наращивает массу на плодородных затопленных землях. Если же осадки выпадают в жидком виде, накопления снега на водосборах не происходит – да и почва не промерзает, из-за чего в ней интенсифицируются процессы, которые должны бы «дремать» до весны. 

- Что касается судоходства, то на основных речных магистралях все зависит от того, сумеем ли мы поддержать уровень в водохранилищах, - рассказывает гидролог. – В последние годы мы имеем два основных проблемных места на Волге, где складывается угрожающая ситуация: это нижний бьеф Горьковского водохранилища и Волгоградское водохранилище, где мы должны давать большие попуски воды для обеспечения глубин. Другая зона – реки Сибири, в частности, Лена, где нужно обеспечивать северный завод. На остальных реках мелководье не столь критично, поскольку судоходство сейчас деградирует. В целом же запас воды в водохранилищах будет нам понятен только когда сойдет весенний лед. 

По мнению Михаила Болгова, в будущем, возможно, потребуется разработка новых регламентов водопользования с расчетом на такие малоснежные зимы. С другой стороны, ряд специалистов считает, что с точки зрения биологического  баланса в целом для средней полосы России такой  режим – без экстремальных половодий, с более мягким и ровным климатов – был бы намного лучше. К нему осталось только привыкнуть. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру