Как начать Великий Пост -2020: священник раскритиковал постные меню в ресторанах

«Если вы получаете удовольствие от капусты, а не от мяса, правильнее отказаться на время Поста от капусты».

В понедельник, 2 марта 2020 года, для православных начинается Великий пост. В этот же день едва ли не в каждом кафе и ресторане появится постное меню — целая индустрия работает для того, чтобы сделать еду вкусной, но при этом подходящей для верующих. В разговоре с корреспондентом «МК» священник объяснил: замена коровьего молока на кокосовое никак не приблизит человека к сути поста, если он всё ещё хочет получить удовольствие от капуччино. Постная еда должна быть простой, а иногда даже невкусной — авокадо, манго и ананасы тут не при чём.

«Если вы получаете удовольствие от капусты, а не от мяса, правильнее отказаться на время Поста от капусты».

Для человека, живущего в ритме большого города, кафе или ресторан — нередко единственная возможность поесть посреди дня, поэтому отказываться от этого из-за Великого Поста не следует. Вопрос — что именно заказывать: многие блюда, помеченные как постные, на самом деле не имеют никакого отношения к воздержанию и аскезе. Подробнее об этом в разговоре с корреспондентом «МК» рассказал настоятель Богоявленского собора в Москве отец Александр Агейкин:

– Если мы говорим о гастрономических аспектах Поста, то надо помнить: суть — в воздержании и в том, чтобы отказать себе в удовольствиях. Если мы любим вкусно поесть и готовим «постное» блюдо без мяса и молока очень вкусно — это уже не воздержание, ведь мы получим от него наслаждение. Получается, что мы не победили свою страсть к еде, а просто перевели её на другие продукты — наслаждаемся овощами, а не мясом. И где же тут воздержание?.. Поэтому большинство «постных меню» в современных ресторанах — это только название, уж тем более если речь идёт о постных десертах и других лакомствах. На самом деле, если ты получаешь удовольствие от капусты, а не от мяса, то правильнее будет на время Поста отказаться именно от капусты. Цель Поста — освободить душу человека от пристрастей, избавить от привычек и привязанностей. Вспомним, что писали апостолы в первых христианских общинах: «Братья, сугубо постимся, и сэкономленные на еде средства отдадим нуждающимся». То есть отказ должен быть не только для себя, но и для других.

– Получается, блюда для вегетарианцев постящихся не выручат?

Смотря как к ним относиться. В современном мире люди как будто путают Пост и диету, и это проекция эгоизма. Мол, для себя-любимого я приготовлю и кофе с кокосовым молоком, и салат с авокадо, и съем свежих фруктов на десерт... и буду себя успокаивать тем, что всё это — постное. Нет, на самом деле это не так.

– А что касается ограничений не гастрономических, а прочих? Можно ли в Пост ходить в театры, в кино, развлекаться?

Всё зависит от того, какой спектакль или фильм. Развлечения — это само по себе отвлечение от серьёзных мыслей, и это противоречит смыслу Поста. А вот если вы собираетесь работать над собой, подумать о своём месте в жизни, и для этого хотите почитать хорошую литературу или посмотреть серьёзный фильм, это вполне допустимо. Ведь в повседневной жизни нам не хватает на это времени: мы постоянно сидим в социальных сетях, участвуем в каких-то бессмысленных спорах, смотрим развлекательные передачи... Пост — хорошее время, чтобы заняться чем-то другим и задуматься о том, как мы живём, как общаемся друг с другом. Я уж не говорю о том, что Пост — лучшее время, чтобы прочитать Евангелие или Псалтырь, если раньше вы никогда этого не делали.

– Как быть, если в семье нет согласия: например, жена соблюдает Пост, а муж категорически против?

Мир в семье всегда превыше Поста. Любовь и взаимопонимание должны помочь: если муж видит, что во время Поста его жена становится добрее, спокойнее, благостнее, он наверняка пойдёт ей навстречу. И не будет обижаться, если она отворачивается от него, отказывая в супружеской близости. Разумеется, нельзя друг другу ничего навязывать и ссориться из-за того, покупать ли колбасу. Когда верующий человек несёт в мир любовь, к его вере начинают лучше относиться.