Сибирякам показали летающий истребитель войны: восстановить стоит сотни тысяч евро

По чем нынче действующие самолеты времен Великой Отечественной

В нескольких городах России по случаю праздника 75-летия Победы прошли военно-воздушные парады. Самый масштабный устроили для москвичей, – в небе над столицей пролетели 75 самолетов и вертолетов. По сравнению с этим в Новосибирске все было куда скромнее: там в параде участвовало лишь 10 единиц воздушной техники. Однако новосибирцы припасли «эксклюзив»: вместе с современными машинами над городом пролетел истребитель МиГ-3 – участник войны.

По чем нынче действующие самолеты времен Великой Отечественной

Этот крылатый ветеран стал настоящим «гвоздем» программы воздушного парада в столице Сибири. «Замыкая парадную эскадру, в небе над Новосибирском пролетел МиГ-3... Самолет пилотировал директор Сибирского научно-исследовательского института авиации заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Евгеньевич Барсук», - сообщили новостные агентства.

Машина с бортовым номером 14, о которой идет речь, действительно, принимала участие в боях Великой Отечественной. И не просто принимала участие, - по сведениям, которые удалось обнаружить поисковикам в архивах, этот МиГ в первые месяцы войны сбил 6 немецких самолетов.

Боевая биография нынешнего крылатого «именинника» оказалась, увы, не долгой. 2 октября 1941 года звено наших истребителей, прикрывавших штурмовики, было атаковано четырьмя «мессерами». В завязавшемся воздушном бою все три МиГа оказались сбиты. Из летчиков повезло выжить лишь одному – лейтенанту Ивану Крапивко. Он сумел покинуть падающий самолет и спуститься на парашюте. А поврежденный истребитель рухнул в заболоченное озерцо неподалеку от города Осташков (нынешняя Тверская область).

В торфяной трясине МиГ-3 пролежал без малого 7 десятилетий. На исходе нулевых место его падения обнаружили поисковики. Понадобилось потратить много времени и сил, прежде чем старый истребитель удалось поднять из болотной трясины. Благодаря тому, что в 1941-м самолет упал на водную поверхность, он не слишком пострадал, да и торфяная подушка, в которой все эти годы был погребен МиГ, является, по утверждению специалистов, одним из лучших консервантов для старой техники. Благодаря всем этим фактам «осташковский» истребитель оказался пригоден для восстановления до летного состояния.

Этими сложнейшими работами занимались специалисты новосибирской компании «Авиареставрация». Для начала им пришлось разбирать уцелевшие конструкции истребителя буквально до винтика, - а попробуйте-ка открутить даже одно резьбовое соединение, пробывшее 70 лет в грязи и тине!

Потом для самых ответственных элементов по образцам «родных» деталей нужно было сделать их точные копии. А еще - изготавливать заново по заводским чертежам (которые тоже ведь еще надо было найти!) деревянные части фюзеляжа взамен полностью сгнивших…

Эпопея по «реанимации» крылатого ветерана Великой Отечественной растянулась почти на три года. Свой первый полет возрожденный ретро-истребитель совершил в 2014 году. Им управлял опытнейший летчик-испытатель Владимир Барсук.  

О некоторых интересных подробностях, связанных с реставрацией нынешнего «героя дня» МиГ-3 по просьбе корреспондента «МК» рассказал Олег Лейко – специалист по восстановлению ретро-самолетов с многолетним стажем.

- МиГ-3 это высотный истребитель-перехватчик. Самолетами этого типа после начала войны комплектовали воздушные части ПВО Москвы. Именно на МиГ-3 советские летчики чаще всего вылетали, чтобы встретить многочисленные «эскадры» немецких «юнкерсов», направлявшихся бомбить Москву, вступали в бой с прикрывавшими их «мессершмиттами»… В этих боях много наших самолетов оказалось сбито, поэтому в Подмосковье, в соседних областях зафиксировано значительное количество мест падения «третьих» МиГов. Однако в подавляющем большинстве случаев, даже проведя раскопки на месте крушения, поисковики обнаруживают лишь груду искореженных деталей и узлов. Найти более-менее уцелевший экземпляр очень трудно. Тем ценнее «клад», поднятый из болота под Осташковом.

Производство этих самолетов было прекращено в 1942 году. В общей сложности успели собрать свыше 3000 штук. Из них на сегодняшний день сохраняются лишь считаные экземпляры. В том числе есть 6 МиГов, восстановленных или почти восстановленных до летного состояния.

Самый первый из них был отреставрирован и поднят на крыло лет 12 назад. Эту работу новосибирские специалисты выполнили по заказу частного коллекционера из США. Поэтому истребитель с тех пор находится в Америке. Еще два летающих МиГа есть сейчас в России, – насколько мне известно, оба они восстановлены компанией «Авиареставрация» по заказу известного отечественного коллекционера – энтузиаста сохранения старой техники. Один из МиГов демонстрировался на международном авиа-космическом салоне МАКС и сейчас хранится в ангаре в Жуковском. Другой – тот самый, что участвовал сейчас в авиационном параде, - остается в Новосибирске. Восстанавливаются (тоже по частным заказам) еще три таких истребителя, но работы по ним еще не завершены.

Все уже готовые ретро-самолеты прошли строгую проверку и получили официальные «паспорта» - сертификаты летной годности. То есть им разрешено подниматься в воздух.

Естественно, при этом должна быть гарантия надежности крылатой машины. Поэтому на тех ретро-самолетах, которые восстанавливаются до летного состояния, значительная часть узлов и деталей заменена заново изготовленными копиями. Хотя при этом реставраторы стараются соблюдать строгое соответствие образцу не только геометрии, но и материалов.

- А как же быть с двигателем?

- Конечно, «родной» мотор самолета, потерпевшего крушение много-много лет назад и пролежавшего все это время в земле или под водой, привести в порядок практически невозможно. Хотя нам однажды удалось на испытательном стенде запустить такой движок времен войны, и он даже проработал некоторое время. Но в любом случае, даже «реанимированный» старый двигатель никто на летающий самолет не будет ставить – слишком рискованно. Поэтому для восстанавливаемых ретро-экземпляров используют новые моторы строго образца.

- Как это?

- Вот, например, на МиГ-3 вместо его «штатного» двигателя АМ-35 устанавливают американский Allison V1710. Такие моторы выпускали с конца 1930-х и вплоть до середины 1940-х годов. Их ставили на знаменитые «Аэрокобры», «Киттихауки», «Мустанги» и другие самолеты периода 2-й мировой. В свое время было произведено очень много «аллисонов», значительная часть которых сохранилась на складах до сих пор. Так что нет проблем привезти для восстанавливаемого ретро-самолета новенький двигатель, вполне соответствующий ему по времени изготовления. И установить его на советский истребитель не так уж сложно, - приходится только немного переделать конструкцию моторной рамы. Вдобавок американцы тогда, в середине прошлого века, предусмотрели целую линейку винтов для своих «аллисонов», поэтому легко выбрать среди них почти точный аналог «родного» «миговского» винта.

- Много сейчас существует восстановленных до летного состояния ретро-самолетов?

- Это, смотря где. За рубежом счет идет на сотни и даже тысячи. По общим прикидкам в мире на сегодняшний день более 2200 таких работоспособных крылатых ветеранов. В том числе около 1500 - в Америке, несколько сотен – в Англии. Во многих странах Запада коллекционирование подобной техники очень популярно. А что касается России… За последние годы у нас восстановлено несколько десятков советских самолетов времен 2-й мировой войны. Но большая их часть ушла за границу: это были заказы частных коллекционеров. Точного количества не назову, но в коллекциях российских любителей ретро-техники можно насчитать порядка 15 восстановленных до летного состояния самолетов военного времени. Среди них, помимо уже упомянутых МиГ-3, есть штурмовик Ил-2, истребители И-16, И-15бис, И-153 «Чайка», бипланы По-2…

- Можно ли организовать участие кого-то из этих «старичков» в воздушных парадах, проводимых для москвичей? – По примеру новосибирцев…

- Мы уже лет 20 пытаемся продвигать такую идею. Но пока она «пробуксовывает»… Хотя на последних МАКСах, на фестивале ретро-авиации «Асы 2-й мировой войны» в подмосковном Монино летом 2004-го подобные полеты проводились.

Кстати:

В Великобритании ежегодно проводится более десятка авиа-шоу с участием самолетов времен минувшей войны. Одним из самых популярных считается праздник ретро-авиации в Даксфорде - Flight Past. В парадном строю над головами тысяч собравшихся зрителей пролетают легендарные машины английского производства - «спитфайры», «харрикейны», «ланкастеры»…

Именно участием в подобных показательных выступлениях многие из владельцев антикварных самолетов хотя бы отчасти окупают затраты на их восстановление. Гонорары за подобные шоу выглядят весьма внушительно. Например, каждый коллекционер, участвующий со своим ретро-самолетом в летной показательной программе международного фестиваля, может получить в качестве гонорара и платы «за амортизацию техники» 5000, 7000 и даже 10000 евро. А вот тариф для гостей уже упомянутого авиа-шоу в Даксфорде - любителей острых ощущений: за получасовуой полет в кабине двухместного учебно-тренировочного истребителя «Спитфайр» времен 2-й мировой нужно выложить более 2,5 тысяч фунтов стерлингов. Однако даже такие суммы покрывают лишь малую долю расходов на получение заветного самолета-ветерана: цена одной крылатой машины времен войны, восстановленной до летного состояния, может достигать нескольких миллионов евро.