Скандал в Сретенском монастыре раздули с помощью интернет-технологий

Противостояние внутри РПЦ теперь можно изучать по телеграм-каналам

Не все, похоже, благополучно, нет, не в датском королевстве, а внутри самого, пожалуй, закрытого – королевства РПЦ. Еще не успел  разрешиться скандал со Среднеуральским женским монастырем,  захваченным мятежным схиигуменом Сергием, как на подходе новые внутриведомственные разборки. Но если в случае со схиигуменом  Сергием картина более-менее ясная (бывший батюшка запрещен в служении и демонстрирует страшную ересь: утверждает, что нет никакой пандемия коронавируса, вакцинация приведет к чипированию, а РПЦ  не должна была закрывать храмы на время карантина), то другое противостояние намного интереснее. Ведь оно протекает за  закрытыми дверями, знают о нем только посвященные.

Противостояние внутри РПЦ теперь можно изучать по телеграм-каналам

Противостояние это захватывает куда более высоких чинов в церковной иерархии. Интересно, что на этот раз представители РПЦ воспользовались для достижения целей новейшими интернет-технологиями. 

«МК» попробовал разобраться в сути вопроса.

В центре скандала беспрецедентное для церковной среды оппозиционное движение #ЯМЫСретенка. Уже даже самое это название говорит о хорошем знакомстве ее основателей с интернет средой и ее влиянием на человеческие умы. Кто же в РПЦ так продвинут в интернет технологиях? 

#ЯМЫСретенка - это движение отдельных слушателей семинарии, которая  существует при  Сретенском монастыре, расположенном в центре Москвы  на Лубянке, в непосредственной близости от комплекса зданий ФСБ.  Настоятелем этого монастыря долгие годы был отец Тихон (Шевкунов),  выпускник ВГИКА, тот самый, за которым пресса уже давно «закрепила»  амплуа «духовника Президента». В околоцерковной среде существует мнение, что  ему прочат должность следующего Патриарха. Так это или  нет, но в 2018 году настоятель был повышен до митрополита Псковского и стал главной Псковской митрополии. Это было абсолютно логично,  учитывая, что именно в главном монастыре этой митрополии он начал свой  путь в качестве священника и монаха, туда же в качестве главы митрополии  спустя два десятилетия и был назначен. 

Сретенским же монастырем стал управлять его протеже и «правая рука», отец Иоанн. Но митрополит Тихон, похоже, оставил за собой управление  монастырем, судя по открытой информации из ЕГРЮЛ, куда  данные  о смене руководителя не вносились вплоть до августа 2019. То есть по закону  он значился руководителем де-факто, и де-юре, и имел право финансовой  подписи.

Однако, в августе 2019 в Сретенский монастырь распоряжением Синода был назначен архиепископ Амвросий (Ермаков), бывший ректор 

Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. И вот здесь то началось противостояние. 

Спустя короткое время после нового назначения в прессу начала просачиваться негативном информация о положении дел в Сретенском  монастыре и приписанной к нему Сретенской семинарии. Так, с лета 2019  года в СМИ начала время от времени публиковаться информация о якобы   «разрушении» Сретенской семинарии и мало-помалу эти публикации и переросли  в движение #ЯМЫСретенка. 

Чем же недовольны студенты семинарии? Их претензии не отличаются от вечного неудовольствия любых других студентов: каких-то  преподавателей заменили, кто-то получил не такую высокую оценку,  как рассчитывал. Казалось бы – обычные беседы в любом  вузовском чате, однако, эти претензии будущих отцов церкви начали  навязчиво публиковаться в различных информационных ресурсах,  социальных сетях  и  популярных телеграмм-каналах. Ведь семинаристы обычно не самые популярные пользователи сети Интернет.

Но в этом случае ситуация разворачивалась с точностью наоборот: было сделано все возможное для привлечения внимания не  только церковной, но и светской общественности. 

Нельзя сказать, что новый настоятель прятался от семинаристов. Архиепископ Амвросий (Ермаков) объяснял вводимые новшества, ссылаясь на их соответствие политики, проводимой Патриархом. Но, видимо, глава  РПЦ не всем семинаристам указ. 

В то же время все попытки настоятеля проводить открытую политику встречались в штыки. Завел архиепископ  Амвросий (Ермаков) свой телеграмм-канал - значит пиарится. Рассказал, что заменил в семинарии весь инвентарь– «похваляется».

Так кто же организовал интернет-борьбу с настоятелем?

Как показывает исследование, интернет-аккаунтов и других площадок, с негативом в отношении нынешнего руководства

Сретенского монастыря и семинарии, не так уж много – это телеграм-канал «Некураев», ЖЖ Калаказо, сайт Русской народной линии  и его многочисленные, но малопосещаемые ответвлениями. Именно отсюда информация растекается по околоцерковным каналам, СМИ и тиражируется многочисленными  комментаторами и блогерами. Внимательно читаем первоисточники и тут же  замечаем, что объединяет их один общий момент: они опираются на  «инсайдерскую» информацию изнутри монастыря и семинарии, и  демонстрируют действительно хорошую осведомленность о том, что  происходит за монастырскими стенами. По результатам изучения  телеграмм-сообществ, а также открытых форумов и групп почти сразу бросаются в глаза выступления в соцсетях Максима Бучнева, молодого  человека 24 лет отроду. Такие ключевые фразы, как «островок истинного  христианства на Лубянке», «чудеса кирилловской кадровой политики»  и прочее тиражируются, повторяясь как штампы.

В ходе расследования выяснятся, что Максим Бучнев является первым иподиаконом и личным помощником все того же митрополита Псковского и Порховского Тихона.

Самый, пожалуй, интригующий вопрос в контексте «партизанской войны церковной оппозиции», заключается в том, знает ли митрополит Тихон о деятельности своих подчиненных? И если знает, то почему не пресекает это? 

Понятно, что внутри церкви к подобного рода «информационным атакам» и демаршам относятся спокойно. Но в глазах широкой общественности подобного рода  конфликты и провокации дискредитируют авторитет РПЦ. 

А, между тем, в переписке участников сообщества «Сретенка» диакон Максим Бучнев открыто хвастается тем, что, дескать, это он является автором опубликованной недавно в СМИ статьи под заголовком «Гений церковного PR”, посвященной митрополиту Тихону (Шевкунову).

В публикации говорится о талантах митрополита Тихона. В частности утверждается, что тот имеет репутацию непревзойденного гения церковного пиара, не имеющего аналогов в православном мире. И сравнивается его поведение с поведением патриарха Кирилл во время пандемии. Дескать, все были в шоке, ушли в затвор или попали в больницу, и только Тихон ободрял верующих и удивлял светскую публику оригинальным креативом. Когда стало ясно, что храмы на Пасху придется закрывать, в один и тот же день — 29 марта — Кирилл и Тихон обратились с видеопроповедями к пастве. 

И, дескать, Кирилл «был мрачен и подавлен и набрал 77 тысяч просмотров», тогда как «Тихон был бодр и горяч — говорил о новой   Отечественной войне, в которой мы должны выстоять, подобно предкам. И в первый же день его слово набрало 216 тысяч просмотров».

Сложно сказать, что это: утвержденная и согласованная PR-стратегия в борьбе за кресло Патриарха Московского и всея Руси? Тогда можно только посочувствовать отцу Тихону, ведь ему явно оказали медвежью услугу. 

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и у митрополита Тихона (Шевкунова) вполне могут иметься серьезные патриаршие  амбиции. Но это означает, что ему необходимо иметь просто безупречную репутацию. Нужен ли РПЦ в этой ситуации еще один крупный  информационный скандал? Ответ на этот вопрос очевиден.