По версии следствия, в 2016 году Марина Лукашевич (в то время - глава ЦРН) получила по контракту с Минобрнауки бюджетные средства на проведение научных работ в сфере образования. Для выполнения этой работы ЦРН заключила контракты с рядом индивидуальных предпринимателей в качестве субподрядчиков. И это дало толчок злоупотреблениям, ибо те, как утверждают в МВД, «выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме» и не подумали.
Всего в это время было заключено пять контрактов с названиями одно забойнее другого. В том числе «Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011—2015 гг. и 2016−2020 гг.» на 5,1 млн рублей; «Разработка и экспертно-аналитическое сопровождение реализации организационно-правовой модели межотраслевого функционирования дополнительного образования детей» (3,2 млн рублей); «Проведение комплексного анализа правоприменительной практики в системе высшего образования РФ и развитие нормативно-методических основ модернизации высшей школы» (18,83 млн рублей); «Совершенствование программно-целевых инструментов Минобрнауки России в научной сфере за счёт межпрограммной координации» (19,68 млн рублей) и «Разработка, научное обоснование методики оценки и рекомендаций по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов после завершения проектного финансирования на основе анализа результатов комплексного исследования устойчивости проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011—2016 годах» (2,375 млн рублей).
Общая сумма контрактов превысила 49 млн рублей, и три из них подписала Лукашевич. Формально эти контракты затем были закрыты, а отчеты по ним направлены в министерство. Однако в МВД сейчас утверждают: «Заказчику были представлены результаты выполненных работ, заведомо несоответствующие условиям договоров. А их приемку осуществлял сообщник подозреваемой, занимавший руководящую должность в ведомстве» — тогдашний директор департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки, а ныне глава управления реализации программ в сфере науки и образования Россотрудничества Михаил Попов.
Скажем сразу: оценить качество отчетов по министерским контрактам независимому эксперту практически невозможно, ибо в открытом доступе их нет. С одной стороны, это напрочь дезавуирует все рассуждения прессы о «плагиате» в отчетах Лукашевичи и проч. Однако, у этой медали есть и другая сторона:
- Никто и никогда, кроме самых упертых придурков вроде меня не пишет таких отчетов всерьез, - заверил «МК» сооснователь сообщества «Диссернет», доктор биологических наук Михаил Гельфанд.- Списывать, конечно, нехорошо. Но форма и объемы этих отчетов столь бессмысленны, что любой вменяемый человек, составляя их, обязательно будет минимизировать свои усилия. Вдобавок все знают, что в министерстве отчеты принимают по количеству страниц - фактически, на вес, а что там внутри никогда не проверяют. Вот люди и не напрягаются.
Это означает, что отчеты Лукашевич вряд ли выпадают из общего ряда. А что же ее контракты? Они составлены на чудовищном чиновничьем новоязе худшего разбора. Взять хотя бы этот: «Разработка и экспертно-аналитическое сопровождение реализации организационно-правовой модели межотраслевого функционирования дополнительного образования детей» ценой в 3,2 млн руб. Русский язык - ужас! Пушкин с Гоголем явно вертятся в гробах.
Краткое описание выполненных по нему работ также пестрит фразочками типа: «Проведен анализ правового регулирования и практики межотраслевого функционирования дополнительного образования детей»; «разработана организацонно-правовая модель межотраслевого функционирования дополнительного образования детей»; «осуществлено экспертно-аналитическое сопровождение реализации модели межотраслевого функционирования в системе дополнительного образования детей» или «разработаны методическое рекомендации по реализации организационно-правовой модели межотраслевого функционирования в системе дополнительного образования детей». И т. д. и т.п.
Смысла в этих позициях, а, главное, в нужде их научной «разработки» и правда мало. Вот только зачем винить в этом одну Лукашевич? Все акты приемки по контрактам (равно как и прочие чиновничьи документы) излагаются всеми тем же самым бессмысленным, птичьим языком. Неужели пора сажать всех?
Читайте также: "Адвокат Ивана Сафронова раскрыл тайну его дела: завербовали спецслужбы Чехии"