Депутату не удалось «улучшить имидж» поправок Путина о воспитании школьников

Школа займется воспитанием учащихся без оплаты этой работы

Воспитание школьников в соответствии с президентскими поправками к закону «Об образовании» носит патриотический, а не трудовой или эстетический характер и не будет дополнительно оплачиваться государством. Таков «сухой остаток» обсуждения депутатских предложений ко 2-му чтению законопроекта по возвращению в школу воспитания, прошедший 16 июля в комитете Госдумы по образованию и науке.

Школа займется воспитанием учащихся без  оплаты этой работы
Фото: duma.gov.ru

Ко второму чтению законопроекта, возвращающего в школу обязательную воспитательную работу с детьми, будущие контуры этой идеи заметно прояснилось. Так, члены комитета по образованию и науке отказались дополнить документ положением о трудовом воспитанием школьников (равно как эстетическом и всех прочих, подчеркнули они). А это в сочетании с информацией о единственном источнике госфинансирования этой дополнительной нагрузки школы и учителей через программу «Патриотическое воспитание», подтверждает: воспитывать в школах будут главным образом патриотизм.

Действительно, других источников оплаты государством этих дополнительных, и притом немалых, нагрузок школы и учителей на данный момент не просматривается. Ни думский комитет, ни Минпросвещения не поддержали ни одной из депутатских поправок, предусматривавших прямые бюджетные выплаты за новый вид работы педагогов. Причем, отклонили не только предложение первого зампреда комитета Олега Смолина включить воспитательную деятельность в нормативы финансирования образования, но даже его предложение узаконить 5 тыс. «президентских» рублей за классное руководство. И это при том, что последнее, как подчеркнул Смолин, он сделал «для улучшения имиджа» путинского законопроекта.

В Минпросвете лишь разъяснили, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт, принятие которого не за горами, «превращает воспитание в неотъемлемую часть образовательного процесса. А потому возникают требования не только к обучению, но и к воспитанию». И, добавим, за те же зарплаты.

Правда, министр просвещения Сергей Кравцов признал значимость вопроса о выплатах учителям и даже пообещал впоследствии обсудить вопросы оплаты труда педагогов в целом. Депутаты также согласились, что в принципе, и правда, за увеличение объема работы не худо бы и доплатить. Но в данный закон все эти сюжеты, если, конечно, в последний момент в дело не вмешается гарант Конституции, точно не попадут. Так что учителя и школы, по крайней мере на начальном этапе, займутся воспитанием учащихся за свой счет.

Впрочем, как и когда они это будут делать — бог весть: «Большой вопрос, как учитель, работающий на 1,7 ставки, займется еще и этой работой»,- отметила другой зампред комитета Любовь Духанина. При этом особую обеспокоенность учительства вызвала статья законопроекта об обязательном введении в школах (плюс ко всем прочим отчетным документам) еще и календарных планов воспитательной работы. Будто и без того мало бумаг вынуждены заполнять педагоги!

В Минпросвещения, правда, поспешили заверить, что пресловутый календарный план задуман не как очередной свод высосанных из пальца «мероприятий» и прочих бюрократизмов, а как перечень знаменательных дат и памятных событий или памятка для учителей. К примеру, 1 сентября — День знаний, 3 сентября — день окончания второй мировой войны, 4 ноября — День всенародного единства и т. п. Но педагоги не верят, подозревая, что их все же заставят писать новые кучи бумаг. И, возможно, не без оснований:

- А почему, собственно, не должно быть календарных планов, если есть учебные планы? - задался резонным вопросом депутат Сергей Боженов.- Они тоже должны быть! Лично я не вижу в составлении таких планов ничего плохого!

Не увидели в этом «плохого» и другие члены комитета — не помогли даже новые упоминания Смолина об «улучшении имиджа» законопроекта и приведенные им цитаты из Путина по необходимости дебюрократизации. В итоге окончательное решение «проклятого» бюрократического вопроса полностью перешло к чиновникам Минпросвещения.

МЕЖДУ ТЕМ. 16 июля, в день ЕГЭ по обществознанию и химии сервис ознакомления с результатами ЕГЭ подвергся серьезной хакерской DDoS-атаке. «Атака была произведена с использованием бот-сети. Вредоносная активность на сервис шла с международных IP-адресов, что, впрочем, не дает стопроцентной уверенности в том, что к атаке причастны именно зарубежные хакеры. Мощность нагрузки может говорить о том, что атака была спланирована и для ее реализации были подключены серьезные ресурсы»,- уточнил замдиректора Федерального центра тестирования Станислав Афанасьев. При этом на момент проведения DDoS-атаки данные о результатах первых экзаменов еще не были загружены в систему.

Сами ЕГЭ по химии и обществознанию прошли без сбоев. Однако в пяти регионах (Астраханская область, Пензенская область, Республика Мордовия, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Тыва) проведение ЕГЭ по химии было перенесено на резервный срок, чтобы не создавать массового скопления участников в экзаменационных пунктах.