Эксперт рассказал о трудностях подъема затонувшей у Керчи бронемашины

«Мы не уедем, пока не достанем машину»

Затонувшую 25 июля бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) при форсировании Керченского пролива в рамках патриотической акции, посвященной Керченско-Эльтигенскому десанту 1943 года, поднять пока не удается. О проведенных на месте водолазных работах, рассказал «МК» представитель межрегиональной общественной организации «Военно-техническое общество» (ВТО) Андрей Коннов.

«Мы не уедем, пока не достанем машину»

— В акции «Керченский десант «Дорога мужества» участвовало три машины, —  рассказывает Андрей Коннов.  —   На восстановленной бронетехнике они должны были переплыть через Керченский пролив. Во время аналогичной акции, которая состоялась в 2017 году, на одной из машин был чисто женский экипаж. И это были, отнюдь, не курсанты военных вузов, а члены нашей межрегиональной общественной организации «Военно-техническое общество», жены владельцев этих машин. Нередко, когда  человек покупает такую демилитаризованную технику, не пригодную к военной службе, начинает ее восстанавливать, это становится семейным занятием. На мероприятия ездят с детьми. В этом году, например, с нами в бронепробег «Дорога мужества» из Москвы в Белгород ездила 14 летняя девочка. Основной тематикой мероприятия там была  битва на Курской дуге.

Нередко техника покупается на стадии ржавого корыта, долго восстанавливается, а потом демонстрируется. Это делается не на государственные деньги, у нас нет никакого финансирования от Минобороны. Люди восстанавливают технику на свои деньги. Они объединились в общество, потому что вместе легче искать детали, вместе легче договариваться об организации мероприятий, вместе легче выживать. 

Мы единственная, негосударственная организация, которая на своей военной технике допускалась к участию в парадах в честь дня Победы 9 Мая. В прошлом году мы ездили в Калининград, в этом году были приглашены в Питер, но планы спутал коронавирус. По приезду мы должны были пройти двухнедельную обсервацию и не успевали на репетицию. 

— Какие машины в этом году пересекали Керченский пролив? 

— Две бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2, из Москвы на место их доставляли внутри фур. А также  бронированный транспортер —  БТР-80, который приехал своим ходом из Саратова. 

Технически все машины были исправны. Мы очень серьезно подходим к вопросу восстановления техники и ее обслуживанию. Они ремонтируются на бронетанковом ремонтном заводе. Все автомобили, прежде чем пойти через Керченский пролив, испытывались, как в ваннах на предмет текучести, так и на месте, в море. За день до начала операции мы загнали их в Тамани в воду, они проплыли вдоль берега. Никакой течи обнаружено не было. 

— За сколько времени планировали пересечь Керченский пролив?

— Планировали выйти в 6 утра и хотели быть на месте в 9 часов. Однако в пути всякое могло произойти. У нас, например, бывало глох мотор, но его очень быстро чинили и мы шли дальше. 

— Когда возникли неполадки? 

— Вы вышли рано утром, все шло хорошо. Бронемашины шли в сопровождении кораблей ГИМС МЧС (Государственной  инспекции по маломерным судам). И при удалении пяти километров от берега выяснилось, что одна из БРДМ-2 начала тонуть. Эта машина шла первой. Она  вышла на участок, где было неоднородная дно, с перепадами глубины. Яхтсмены и те, кто разбирается в мореходстве, знают, что там, где встречаются перепады глубины, наблюдаются сильные волны. Они гораздо сильнее, чем на участке с однородным дном. Также там наблюдалось сильное течение и сильный боковой ветер. Вода стала перехлестывать через кабину, через люки, и машина стала медленно уходить под воду. 

— Сколько времени было на спасение экипажа? 

— За то время, когда машина начала заполняться водой, к ней  подошел вторая БРДМ-2, у них скорость на воде очень маленькая, около 7 километров в час. Следом подошла быстроходная надувная лодка и катер МЧС. Пять членов экипажа эвакуировали. Там не было угрозы жизни людей. Мы не только успели пересадить экипаж на катера, но и в течение 8 минут боролись, чтобы БРДМ-2 оставался на плаву. Вода поступала, штатные системы спасения автомобиля работали, выкачивали воду. Однако она поступала слишком быстро. И бронемашина затонула. 

— Кто входил в экипаж затонувшей бронированной   разведывательно-дозорной машины?  

— Это все члены нашего военно-технического общества.  Также на борту был глава Таманского сельского поселения Темрюкского районам Михаил Михайлович Погиба.  Администрация всячески поддерживает наши мероприятия. 

— Не возникла угроза разлива топлива?

— Нет, экология не пострадала. Спасибо советской конструкторской школе, потому что в первую очередь защищались топливные баки. Они должны были остаться герметичными, потому что повреждение топливного бака на поле боя автоматически обозначало, что произойдет  детонация и машина взорвется.  

— На какой глубине затонула БРДМ-2?

— На глубине от 5 до 8 метров. 

— Сразу было решено поднять бронемашину?

— Потеря машины для владельца – это трагедия. В каждую из них вложено немало денег, нервов, надежд, желания. Восстанавливать их большая проблема, с каждой найденной запчастью человек становится  счастливее… Мы в первый же день начали заниматься историей ее извлечения. Но из Новороссийска пришел шторм. В воскресенье МЧС передало штормовое предупреждение в Керчи, что свело на нет все наши планы по поиску машины. Погода оставалась неблагоприятной.  Но мы нашли людей, нырнул водолаз. Он должен был изучить дно, понять, насколько глубоко машина погружена в рельеф дна. Чтобы потом мы могли подогнать туда плавучий кран и вытащить БРДМ-2. Водолаз нырнул, но, к сожалению, машину найти не смог. 

— Насколько четко было зафиксировано место затопления?   

— Когда бронеавтомобиль затонул, различные службы, которые с нами были, плюс члены нашего общества, поставили на карте точку, где затонула БРДМ-2. У нас есть три или четыре точки, где, как мы предполагаем, затонул автомобиль. Одну поставили сотрудники МЧС, другую —  еще одна служба и так далее. Все поставили точки, в зависимости от своего оборудования. В результате некоторые точки находятся на расстоянии 500 метров друг от друга. Таким образом, можно говорить о том, что весь квадрат поиска составляет километр на километр. А это достаточно большое расстояние. Машина когда тонула, ее могло отнести течением.  Надо понимать, что и у электроники может быть погрешность. 

— Когда машина может быть поднята?

— Наш случай, конечно, нестандартный. Но специалисты говорят, что сама операция не должна быть сложной, если море будет спокойное. Все работы будут состоять из двух этапов. Водолазы нырнут, подцепят тросами бронемашину. А дальше ее поднимет кран. Сейчас кран не может выйти в море из –за непогоды. Могу точно сказать, что мы не уедем из Керчи, пока не достанем машину. 

— Вам помогают с подъемом машины? 

— К нам обратилось много компаний и организаций, которые предложили нам свое содействие. Мы рады, что оказалось так много неравнодушных людей! Нам оказывают помощь и местные власти, и МЧС. Сейчас ведем переговоры с предприятием «Госгидрография», чтобы они помогли нам определить место затопления бронемашины.

Это мероприятие, посвященное Керченско-Эльтигенскому десанту 1943 года, должно было быть знаковым, мы планировали опустить на воду венки в память о погибших в той десантной операции Великой Отечественной войны, которая положила начало освобождению Крымского полуострова.

С нами были катера пограничной службы ФСБ. Они должны были принять участие в возложении венков, чтобы акция прошла со всеми воинскими почестями.

В Керченском проливе затонул бронетранспортер: видео

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру