Названы продукты, защищающие от коронавируса: главное - эффект брожения

Еда против ковида

Французские ученые пришли к выводу, что в ряде стран смертность от Covid-19 ниже в связи с особенностями их национальных кухонь. Исследование показало, что определенные продукты питания, если употреблять их в пищу регулярно, способны снижать как вероятность проникновения вируса в организм, так и его разрушительное действие.

«МК» выяснил, какова связь между рационом и сопротивляемостью организма, и что нужно есть, чтобы не заболеть или перенести болезнь легко.

Еда против ковида

Некоторые пищевые продукты имеют функцию естественного щита от вируса – этот факт обнаружили французские эксперты, задавшиеся вопросом, почему в некоторых странах показатели и заболеваемости, и смертности от Covid-19 существенно ниже, чем у соседей. К примеру, в Иране смертность высокая, а в сопредельных Турции и Туркменистане существенно ниже. В Германии заболеваемость и смертность ниже, чем у ее ближайших соседей, а Южная Корея лидирует по этим показателям в своем регионе.

Группа ученых в составе 25 человек под руководством профессора легочной медицины Университета Монпелье доктора Жана Буске (он же экс-председатель Всемирного альянса по борьбе с хроническими респираторными заболеваниями ВОЗ) взялись выявить, что же объединяет эти наиболее «живучие» страны. Взяв страны с самыми низкими показателями смертности в сравнении с соседями (Турция, Греция, Болгария, Германия и Южная Корея) исследователи обнаружили общие элементы рациона.

Жители Турции, Греции и Болгарии регулярно употребляют в пищу йогурт и кефир, являющиеся «живыми щитами» против вируса. Конечно, в какой-то мере кисломолочные продукты включают в рацион все народы, но в этих странах это делается регулярно – как самостоятельно, так и в составе других блюд.

Неожиданно нашелся общий пункт в меню и у Германии и Южной Кореи, жители которых реже умирают от Covid-19, чем их соседи по континенту. Выяснилось, что и те, и другие на постоянной основе включают в рацион пищу, содержащую квашеную капусту, которая также, как и «кисломолочка», обеспечивает защитный барьер для проникновения вируса в организм.

По мнению профессора Буске, региональным различиям в рационе питания в связи с распространением и тяжестью вируса уделяется мало внимания. В то время как изменения в рационе могут принести большую пользу.

- Мы установили, что кисломолочные напитки и квашеная капуста способны снижать активность фермента ACE2, используемого коронавирусом для проникновения в клетки, - заявил Буске. – Я сам тоже изменил свой рацион. Теперь я ем капусту три раза в неделю и пью кефир на завтрак.

- Почему именно кефир и квашеная капуста? – интересуемся у врача-диетолога Розы Муталимовой.

- Эти продукты объединяет то, что они приготовлены методом ферментации – то есть, путем брожения и квашения. Это один из древнейших способов хранения продуктов, изобретенный в то время, когда еще не существовало холодильников. В Европе путем ферментирования заготавливали впрок капусту – проще говоря, заквашивали. А также сметану, творог и сыры. В Корее издревле ферментировали «кимчи» - квашеные овощи со специями с преобладанием капусты.

Ферментированных продуктов существует немало, какие-то виды есть в каждой национальной кухне, но готовятся все по-разному. Все виды объединяет лишь наличие закваски – это такой коктейль из «хороших» бактерий, чаще всего это лактобациллы. Это бактерии-санитары: в процессе брожения они борются с опасными микроорганизмами вроде кишечной палочки. Но дело в том, что при термической обработке живые бактерии погибают. К примеру, в приготовленном на закваске тесте они будут, а в выпеченных из него хлебобулочных изделиях нет. Таким образом, живые бактерии-санитары содержатся только в таких ферментированных элементах рациона как кисломолочные продукты (йогурт, кефир, простокваша и т.п.) и в квашеной капусте. А роль полезных бактерий в нашем организме очень велика: в зависимости от их количества, наша иммунная система реагирует на патогены. Проще говоря: чем больше в нашем кишечнике полезных бактерий, тем мы здоровее.

В пользу выводов французских ученых говорит и то, что в Казахстане и Туркменистане заболеваемость и смертность от Covid-19 гораздо ниже, чем у их среднеазиатских соседей. Дело в том, что именно в этих двух странах издревле в культуре питания важное место занимают молочные изделия, изготовленные с помощью олочнокислого, сычужного и спиртового (дрожжевого) брожения с последующим отцеживанием, сбиванием, отжимом и высушиванием. Молочный стол туркмен проходит сложную биохимическую и химико-физическую обработку и на выходе намного разнообразнее, чем у соседей по региону – узбеков, таджиков, киргизов, иранцев и афганцев. При этом в Туркменистане активно используется особо полезное овечье и верблюжье молоко, из которого в результате ферментирования получаются напитки, считающиеся в народе «целительными» и даже «волшебными» - агаран, чал, карагурт, телеме, чекиде, сыкман, сарган.

Целительный напиток из верблюжьего молока делают также казахи юго-западных районов Казахстана, где развито верблюдоводство, у них он называется «шубат». В областях, где без шубата не проходит и дня, люди болеют намного реже, а выздоравливают существенно быстрее.