"Бежала через границу": русско-финские семьи оказались в коронавирусной ловушке

В Финляндию можно выехать, но вернуться нельзя

Из-за пандемии коронавируса Россия до сих пор живёт фактически в изоляции. В особой ситуации оказались жители Санкт-Петербурга и соседних регионов, чь жизнь тесно связана с Финляндией. Семьи оказались разделены, учеба - невозможна. Съездить за личными вещами для живущих "на два дома" просто нереально.

В Финляндию можно выехать, но вернуться нельзя
Пустая дорога возле КПП "Торфяновка"

Финны, сколько бы ни декларировали благожелательность к русским гостям, являются частью ЕС – а это вам не гостеприимная Турция. Сейчас можно выехать в Суоми, если у вас есть там вид на жительство, а на днях финская сторона объявила, что будет пускать даже тех, у кого отношения не оформлены – то есть формальных друга или подругу. Но есть нюанс – на российской границе надо предъявить вид на жительство в Финляндии или документ, подтверждающий родство. То есть финны и рады бы пустить, но Родина не выпустит.

Но даже если у вас вид на жительство и вы можете выехать – это риск, потому что сейчас действует норма, по которой граждан РФ домой пускают, но назад уже никак. То есть в Россию если что пустят, но обратно не выпустят. Для тех, кто, например, учится в Финляндии, это жуткая дилемма – или попрощаться с семьёй в России на неопределённый срок, или бросить учёбу и поехать к родным. В общем, через русско-финскую границу всегда шёл огромный трафик, на КПП были очереди из авто, а теперь люди, у которых жизнь - на две страны, оказались в подвешенном состоянии.

«МК» пообщался с этими людьми – и надеется, что правила въезда и выезда смягчат – тем более что тут многое зависит от российской стороны.

Екатерина Турунен познакомилась с супругом несколько лет назад в Петрозаводске, где он тогда работал в финском консульстве. Год назад супруг уехал по работе в Финляндию, а Екатерина пока оставалась в России – дочь заканчивала школу, переезжать в соседнюю страну не хотела, и Екатерина с мужем весь последний год жили на две страны. Потом решили, что хватит такого режима, и женщина подала документы на вид на жительство в Финляндии. Дело было в феврале. С супругом Екатерина виделась восьмого марта – а потом грянули пандемические ограничения.

Схватила собаку и уехала, в чем была

- Расскажите, как вы узнали о закрытых границах. Что говорил консул весной? Может, обещали, что это ненадолго?

- Мы с мужем оказались по разные стороны границы. Последний раз виделись восьмого марта, потом не виделись до девятого июня. Мне повезло – я в феврале подала документы на вид на жительство. Если бы они не были поданы, или бы мне не оформили все так быстро, мы бы, наверное, до сих пор не увиделись и не встретились. Половина марта, апрель, май, часть июня – и так не виделись три месяца.

- Со стороны кажется, что у наших и финских госорганов рассинхрон по поводу того, кого впускать и выпускать. Расскажите о ситуации изнутри – что происходит при пересечении границы, какие документы важны?

- Финское государство разрешило впускать не только супруга или супругу, но и друга. Но на деле из России, если нет документов, подтверждающих родство, не выпускают. Кроме того, действует правило однократного въезда – то есть гражданам РФ можно попасть в страну, но обратно пока не выпустят. Мы звонили в посольство РФ с вопросом, до сих пор ли действует норма о разовом въезде – нам сказали, что да. И когда ее отменят, никто не знает. То есть живите здесь в Финляндии, раз вы сюда уехали.

Я выехала по виду на жительство. Собираться пришлось очень быстро, потому что я только-только получила документы, и была возможность поехать на машине с коллегой мужа. Ехала буквально в чем была, с одним чемоданом и собакой – тогда все думали, что правило однократного выезда отменят, и это все ненадолго.

В итоге у меня нет тёплых вещей, а из обуви одни кроссовки, в которых я и приехала, а ведь осенью в Финляндии начнёт холодать, и я не знаю, что делать, если границы не откроют хотя бы частично. По действующему закону, если я поеду в Кондопогу, где у меня живут мама и дочка, чтобы взять вещи, меня не выпустят обратно из России. Я обращалась в российское консульство в Турку, мне посоветовали или заказать доставку вещей, или попросить кого-то, кто так же поедет на машине по виду на жительство. Но, как вы понимаете, вещей много и неловко нагружать ими посторонних людей.

Очень эмоционально женщина рассказывает о пересечении российской границы в период пандемии. Обычно на финской границе все довольно оперативно из-за большого потока – но, видимо, не сейчас.

«Границу я пересекла через КПП «Брусничное» – ничего особенно страшного не было, но было неприятно, когда нас два часа продержали на русской границе, - говорит Екатерина. - Наша машина была одна на КПП, подъехали – тишина, полчаса просидели в машине, громкоговорители на всю округу вещали, что выходить ни в коем случае нельзя, что работники сами подойдут и что все должны быть в масках.

После того, как мы полчаса простояли, не понимая, почему к нам не выходят, вышел сотрудник и сказал, что мы попали в пересменку. Машину проверили, причём полный досмотр проводили дважды, заставляли открывать все чемоданы и все вещи показывать.

Со мной была собака, меня спросили, нужен ли ветеринар, я ответила что да. Меня отправили «туда, не знаю куда», как в русской сказке. Я пошла искать нужный кабинет – примерно через триста метров справа было здание. Захожу, там огромные окошки, куча места, пустой зал и никого, как в каком-то жутком фильме. Я никого там не нашла, уже собралась идти обратно, как вдруг вижу, идёт какой-то мужчина, я спросила его про ветеринара, а он ответил: «вы под лестницу загляните». Сама я бы никогда не нашла. Собаку в итоге оформили.

Досматривали нас дважды, причём второй раз – буквально через тридцать метров после первого. Мы сказали, что всю машину и вещи только что осмотрели, а нам ответили: «Ничего, мы ещё раз посмотрим». Листали документы, куда-то звонили. Это, конечно, было приключение, я думала, уже никогда не выберусь. Два часа все это тянулось, а на финской границе потом – пять минут. Улыбки и «удачной дороги». Так что разница ощущается, конечно».

Поехать к семье – означает бросить учебу

Сейчас для Екатерины основной вопрос – когда отменят правило однократного въезда в страну для граждан России. В наших консульствах ничего не могут обещать, а между тем скоро осень, затем зима, и жить в чужой стране с запасом в виде одного чемоданчика будет все сложнее.

Схожая проблема у Марии – она учится по специальности бизнес- деятельность в приграничной Лаппеенранте (это Финляндия). Казалось бы, расстояние до России смешное, можно проехать на велосипеде, а у девушки там вся семья: муж, родители, брат. «Следим за ситуацией, читаем новости, надеемся на отмену этого «однократного» выезда. Я приехала в июле и использовала этот единственный выезд. На границе все прошло оперативно, но предупредили, что это – единственный выезд. Теперь ехать в Россию – означает бросить учёбу. А у меня очная форма».

В группах в соцсетях, впрочем, задают и более бытовые вопросы. Например, многие россияне из приграничных зон привыкли ездить в финские супермаркеты. С той стороны приличная инфраструктура – в общепите есть квас и борщ, продавцы порой говорят по-русски, ну разве что ценники в евро – но при выезде можно оформить возврат НДС, да и

качество финских продуктов все хвалят. Поэтому есть у людей и наивные вопросы: «Скажите, пожалуйста, может границы откроют только рядом с пограничным постом в радиусе одного километра для посещения супермаркетов?»

По факту – у финнов правила въезда одни, у России правила выезда – свои. Вас могут ждать и готовы пустить там, но не выпустить здесь. Когда скорректируют «однократный въезд» - непонятно. Кто-то переживает из-за того, что дома закончился финское моющее средство, а кто-то не знает, когда сможет обнять родных. Сложно сказать, в чем тут скорее проблема – в коронавирусе или неповоротливой бюрократии.

                                     

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру